(1) В редакции мне сказали: поскольку вы все равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал. (З) Было у меня, конечно, и некоторое свое отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
– (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или по крайней мере умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет – и все. (10) Пустота. (11) Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...
(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.
(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) 3атем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».
(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны – беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, ее стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чужой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.
(По В.Солоухину)
Об авторе: Солоухин Владимир Алексеевич (1924–1997), русский советский писатель, поэт, прозаик, автор известных очерковых книг «Владимирские проселки», «Капля росы».
Задания к тексту 2
1. Какой вопрос находится вне поля зрения автора статьи?
а) Как влияет телевизор на формирование отношения человека к жизни?
б) Чем отличается творческое восприятие жизни от пассивного?
в) Какие телепрограммы можно считать хорошими?
г) Какие телепрограммы интересны зрителю?
2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.
а) Научный, рассуждение.
б) Публицистический, рассуждение.
в) Художественный, повествование.
г) Художественный, описание.
3. Значение какого слова определено неверно?
а) Досуг – свободное от работы время;
б) грядущий – настоящий;
в) пассивность – вялость, безучастность;
г) симфонический – оркестровый.
4. Из предложения 12 выпишите все пары контекстных антонимов и контекстные синонимы.
5. Из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
6. Из предложения 12 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из предложений 23–24 выпишите все глаголы 1-го спряжения.
8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.
9. Среди предложений 13–20 найдите бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого – неполное предложение. Запишите его номер.
10. Среди предложений 6–12 найдите простое односоставное назывное предложение. Запишите его номер.
11. Определите способ подчинения придаточных в предложении 13.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.
13. Укажите тип сказуемого в предложении 22.
14. Выберите верное объяснение постановки двоеточия в предложении 11.
Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...
а) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение раскрывает смысл первого.
в) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение указывает на причину.
г) Бессоюзное сложное предложение, первое предложение указывает на условие.
15. Из предложения 27 выпишите словосочетание с типом связи согласование. Замените это словосочетание синонимичным с типом связи управление.
16. Из предложения 12 выпишите устойчивое словосочетание (идиому).
17. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое существительное.
18. Среди предложений 9–15 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите их номера.
19. Среди предложений 15–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения, перешедшего в существительное. Запишите его номер.
20. Соотнесите средства выразительности с предложениями текста:
а) ряды однородных членов;
б) вопросно-ответная форма изложения;
в) лексический повтор;
г) метафора.
Предложения: 9, 12, 13, 24–26.
Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту
I. Напишите вступление к сочинению. Во вступлении постарайтесь поразмышлять о том, какую роль в нашей жизни играет телевидение, какие передачи интересны зрителю.
Все мы время от времени смотрим…
Разных людей привлекают разные…: одним нравятся…, другим…, третьим…
II. Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.
Какое отношение к искусству и к жизни вырабатывает…?
Какие телепрограммы интересны…? Над этими вопросами задумывается…
III. Прокомментируйте проблемы, поставленные автором текста, сформулируйте авторскую позицию (по каждой проблеме), учитывая следующие вопросы:
1. Для чего автор приводит свой разговор с английским фермером?
2. Какое языковое средство помогает выразить мысль о том, что телевизор поглощает время и энергию человека?
3. С какой целью автор прибегает к употреблению контекстных антонимов (предложение 12)?
4. На какие размышления натолкнул автора текста опрос, проведенный среди жителей деревни?
5. К каким выводам приходит автор, анализируя результаты опроса?
IV. Сформулируйте идею текста. Как автор убеждает читателя в своей правоте?
Вспоминая разговор…, автор пытается убедить читателя в том…
Метафорой… выражена мысль о бессмысленности…
Контекстные антонимы… подчеркивают контраст между активным и пассивным…
Проанализировав результаты опроса, автор приходит к интересным выводам: ...
По мнению автора текста, человеку интереснее прикоснуться к тайнам чужой профессии, чем…
V. Напишите о своем отношении к авторской позиции. Подумайте о том, можно ли считать просмотр художественного фильма или спектакля пустой тратой времени. В каких случаях просмотр телепрограмм лишь отнимает время человека и ничего не дает ему? Интересны ли, на ваш взгляд, передачи, в которых рассказывается о том, с чем человек не сталкивается в своей жизни и деятельности, о тайнах других профессий?
Мысль автора… представляется несколько категоричной: хороший фильм или спектакль, интересная познавательная или учебная передача…
Однако если телепрограмма плохого качества…
Каждому человеку, наверное, интересно узнавать о чем-то новом…, поэтому…
Ключи к заданиям по тексту 2
1) В;
2) б;
3) б;
4) контекстные антонимы: творец – зритель, раньше – теперь, поют – слушают, пляшут – смотрят; потребительское – активное, живое, творческое; контекстные синонимы – активное, живое, творческое;
5) пассивность;
6) считая, творец, творческое;
7) думаете, стали, слушать;
8) рассказ интереснее;
9) 17;
10) 10;
11) однородное соподчинение;
12) 2;
13) составное глагольное;
14) а;
15) городскому человеку – согласование, человеку из города – управление;
16) играть роль;
17) время;
18) 12, 14;
19) 22;
20) а – 12, б – 24–26, в – 13, г – 9.
Примерное сочинение-рассуждение по тексту 2
Все мы время от времени смотрим телевизор, и всех нас привлекает разное: один больше тяготеет к просмотру художественных фильмов, другого интересуют политические программы, а третьего – передачи научно-популярной тематики.
Какое отношение к искусству вырабатывает просмотр телепрограмм и что интересно зрителям? Над этими вопросами размышляет автор статьи.
Вспоминая разговор с английским фермером, который считал телевизор бедствием, В.Солоухин пытается убедить читателя в том, что телевизор вырабатывает у человека потребительское отношение к искусству; контекстные антонимы (пели – слушают, плясали – смотрят)подчеркивают контраст между активным и пассивным восприятием действительности.
Что же нужно зрителю? Проанализировав результаты опроса, проведенного среди жителей деревни, автор приходит к интересным выводам: из всех телепрограмм зрителей особенно интересуют художественные фильмы, театральные постановки, спортивные и научно-популярные передачи, концерты, и неожиданным показалось автору то, что сельских жителей совершенно не интересуют передачи, посвященные сельскому хозяйству.
Задумавшись над таким результатом опроса, В.Солоухин задается вопросом: стали бы поэты смотреть передачу об основах стихосложения? Будучи литератором, поэтом, автор отвечает на этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь». Таким образом, по мнению автора статьи, человеку интереснее «коснуться тайны чужой профессии», чем смотреть о том, что давно известно и хорошо знакомо.
Мысль автора о том, что телевизор вырабатывает потребительское отношение к искусству, представляется несколько категоричной, ведь если человек смотрит хороший фильм, спектакль, он думает над тем, что видит на экране, переживает за героев, сравнивает свои представления о книге (если перед ним экранизация литературного произведения) с видением режиссера, и таким образом обогащается внутренний мир человека. Другое дело, если просмотр передач не самого хорошего качества занимает все свободное время зрителя, тогда действительно телевизор является для человека серым пятном, поглощающим время, которое можно было бы потратить на более интересные и полезные занятия.
Авторское утверждение о том, что человеку интересно узнавать о тайнах чужой профессии, сомнения не вызывает: ведь любой человек старается расширить свои представления об окружающем мире.
И.А. РУДЕНКО
Комментарии