В подзаголовке «Миргорода» указано, что этот сборник повестей является продолжением сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга стала началом нового этапа в творчестве Гоголя. Изображая быт и личные качества помещиков, автор больше не вносит ничего романтического или красивого. Люди оказались запутанными в собственной мелочности. Нет романтики грез, нет песен, нет душевных порывов, сплошь только пошлость и корысть.
Наряду с писателями своего времени Гоголя остро интересовала проблема крепостного права и его отмена, потому он реалистично обличал естественное положение вещей в поместьях, говоря о невозможности так жить дальше.
«Миргород» состоит из четырех повестей, которые в комплексе составляют единый сборник. Каждая часть имеет свое значение, обладает собственным смыслом, но объединяясь вместе, все части становятся дополнением и продолжением друг друга.
Хутора Диканьки сменяются провинциальным захолустьем, лишенным веселой и счастливой жизни. Но что за этим стоит? Почему человек не может всегда излучать добро, которое, по мнению Гоголя, обязательно есть в каждом? На этот вопрос автор пытался ответить с помощью повестей «Миргород», и работая над «Ревизором» и «Мертвыми душами».
Повести «Миргород» обрели в Гоголе не доброго рассказчика, простодушно повествующего и иронизирующего, а истинного художника, который безбоязненно вскрывал современные противоречия в обществе. Вместо веселья и романтики людей, вдохновения и поэзии природы, которыми были наполнены «Вечера», автор изобразил сухую жизненную прозу. Гоголь больше не иронизирует, он прямо говорит о своем критическом отношении к застоявшемуся помещичьему быту и к тому, какими пошлыми и мелочными стали жители уездов. На примере якобы добродетели Гоголь сатирически обличает человеческую мелочность и скупость, которая на самом деле хуже, чем откровенно негативные черты.
Но целью автора было не столько сатира, которая сквозит в сборнике очень явно, а противопоставление характеров для побуждения человека к переменам. Рядом с миром самодовольства и ограниченности Гоголь ставит сильные, героические характеры, чтобы в этом контрасте указать на то, каким человек может быть, каким он является на самом деле под панцирем своих пороков. Поэтому сборник объединил в себе, казалось бы, совершенно разные, не совместимые повести - «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». Этим Гоголь укоряет и надеется на возрождение духа. Заветная мечта автора выявляется благодаря сочетанию романтизма и реализма, и их взаимного дополнения.
Критики говорили о повестях Гоголя как о комическом изображении карикатур и не многие его современники смогли понять важность вопросов, поднимаемых автором. С иронией и сарказмом в «Миргороде» отобразилась жизненная истина, настоящая народность и надежда автора на освобождение человека от его мелочных пристрастий в пользу широкой и доброй души, которой обладает каждый, не смотря на социальное положение.
Комментарии
checklists.