Повесть «Собачье сердце» была крайне негативно принята критиками после ее написания, и лишь спустя несколько десятков лет она увидела мир. История о превращении собаки в человека может ошибочно показаться основной, фантастической задумкой автора. По сути, Булгаков использует свойственный ему в романе «Мастер и Маргарита» принцип зеркала. Здесь гармонично сочетаются две параллели, которые имеют, при этом, общую суть.
Общей картиной повествования является время революции 1917 года. Герой произведения профессор Преображенский возмущается происходящим, не понимая необходимости уничтожения естественного, нормального быта. Парадная дверь забита досками, с лестницы убрали ковер, по мрамору начали ходить в грязной обуви. Вокруг разруха, которая начинается в головах, так как люди гоняются за миражами, кричат лозунги и больше не занимаются нужными вещами, как это было прежде для соблюдения порядка и естественного хода жизни.
Второй линией повести является образ Шарикова – результат эксперимента профессора. Он вмешивается в природу и хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки. Однако его попытки не увенчались успехом. Шариков совершенно не поддается образованию, презирает этику. Он неуправляем и агрессивен. При этом его принимают за своего человека революционеры, обучают его лозунгам, делают маленьким, но начальником и он возрастает в своих глазах, оставаясь таким же неприятным и опасным субъектом. Попытки Преображенского привить ему правила хорошего тона доводят до того, что Шариков пишет на профессора доносы, и даже угрожает ему оружием. При этом Преображенский всегда старался победить необузданность и злобу Шарикова лаской, полагая, что террор, какого бы цвета он ни был, не может создать ничего хорошего.
В повести ярко просматривается невозможность созидания. Зло не может породить добро и из крови, которая захлестнула всю страну, по мнению Булгакова, который скептически воспринял революцию, не могло получиться ничего, кроме глобальной трагедии. Автор говорит о том, что вмешательство человека в природу и изменение ее приводит только к разрушению. Это подтверждается двумя примерами. Насильственное вмешательство профессора в собачью жизнь, в законы природы породили опасное существо - Шарикова. Вмешательство в законы общества, в многовековые устои и обычаи, в разрушение самой основы жизни, как это произошло во время разрушения Российской Империи, повлекло лишь голод, войны и смерти.
Уничтожения и убийства не способны построить ничего лучше прежнего, равно как и человек не смеет вмешиваться в природу и рушить «фундамент собственного дома» - искоренять собственную культуру, историю, традиции и ценности.
В повести Булгакова Шариков снова становится псом, Преображенский осознается свое заблуждение и исправляет положение, чего нельзя сказать о мире вокруг. Именно о невозможности вернуть, восстановить и создать предупреждал автор в своем произведении «Собачье сердце».
Комментарии