Анализ произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» является ярчайшим произведением Булгакова и в тоже время самым обсуждаемым и осуждаемым на литературном просторе. Равнодушных к этому роману нет, им либо восхищаются, упиваясь мистицизмом, либо его избегают, видя в нем явное кощунство и святотатство.

Основной период написания произведения пришелся на 30-е годы прошлого столетия. Разумеется, в то время ему не суждено было увидеть свет, ведь в ту пору развивалось тоталитарное, атеистическое общество. Булгаков при этом становился религиозным человеком, что, разумеется, скрывал. Однако, религиозность – не значит вера. Из его романа можно увидеть, что он далек от православия, не ведает страха Божия и воспринимает это как философию.

Жанровая специфика произведения позволяет читателю подробно рассмотреть реальность. Булгаков изображает иерархию общества, создание сложной системы, которая сквозит бюрократией. В таком мире каждый, кто по-прежнему человечен и искренен, кто бережет высокую нравственность, является отторгнутым, подобно непонятому чужестранцу. По этой причине герой романа Мастер попадает в психбольницу.

Для максимального развития и объяснения главных идей произведения Булгаков применяет очень своеобразную композицию, которая является довольно сложной и уникальной. В романе параллельно и равноправно развивается два сюжета, которые разделяются двумя тысячами лет. Один говорит о Москве, в которой начинают происходить удивительные события, второй является романом, который написал Мастер. Его работа находит гармонию с московскими действиями.

Главный герой романа «Мастер и Маргарита» создает произведение, в котором говорит о Христе и Понтии Пилате, при этом он сам является абсолютно не религиозным человеком, не является христианином. Опираясь лишь на понятную ему историю, он создается мощное психологическое рассуждение. «Книга в книге» состоит из противоречий, которые решаются жизнями поколений и отдельных людей.

Булгаков остро поднимает в произведении тему добра и зла, настаивая на положительных качествах. Автор признает, что человек не совершенен, однако наряду с его честолюбием, жестокостью и прочими пороками в нем возвышается добро, которое сильнее его плохих качеств. Так обеспечивается победа добра в своем извечном противостоянии со злом. По мнению Булгакова это самый главный, единственно верный закон жизни.

В романе милосердие одержало верх над возмездием, а писатель здесь является судьей. По сути, роман говорит о той власти, которой обладает слово. Все произведение - это спор двух властей, государственной и словестной. Булгаков не дает возможности сделать однозначный вывод, его отношение к жизни и к конструкции романа емко вмещает фраза Воланда: «Все будет правильно, на этом построен мир».

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→