Диктант "Нравственные проблемы романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (11 кл.)Что есть добро в мире? Что есть зло? Что несет с собой в эту земную жизнь каждый человек? Мучительно ища ответы на эти вопросы, герой романа Лермонтова постоянно находится в ситуации нравственного выбора.
Лермонтовский персонаж - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы". Как же относится к своему герою писатель? Он пытается понять суть и истоки злого начала печоринской судьбы.
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию.
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви Бэлы. Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч.
Герой не востребован обществом, его таланты свету не нужны, а ведь Печорин на голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, отдыхающих на водах. Григорий Александрович отлично понимает ничтожество Грушницкого. В поступках Печорина виден глубокий ум, трезвый логический расчет, нравственная закалка. Например, весь план "обольщения" Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". И обольщение состоялось. Может быть, перед нами пустой повеса, покоритель женских сердец? Нет! Последнее свидание героя с княжной Мери убеждает нас, что поведение Печорина нравственно, благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь его сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая любила его таким, каким он есть, понимая и жалея его, и тогда доброе начало побеждает в нем. Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для всех, кто его любит.
История с Грушницким - иллюстрация того, как незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому герой по - своему нравствен, благороден, честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно. И Печорин не щадит соперника.
Подведем итоги "практической деятельности" Печорина: смерти, разрушения, страдания причинены им людям. Выходит, герой несет только зло?
Многие современники Лермонтова называли Печорина эгоистом. Белинский решительно защищал героя : "Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм:" Но что же это?
Ответ дает сам Печорин: " Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они так и умерли:"
Вопрос о смысле жизни, для чего она: для добра или зла, - остается в романе открытым.
Думается, что трагизм судьбы Печорина, победа Зла над Добром связаны не только с социальными условиями жизни героя - принадлежностью к светскому обществу, политической реакцией в России после разгрома декабристов, но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя познанья и сомненья" приводят человека к утрате простоты, естественности, добра. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.