"Диктанты по М.Волошину"

 

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК

Рассвет. Электричество гаснет. Синеватый подводный свет дня льется сквозь окна.
Зал пустеет. Как осенние листья, уносятся последние танцоры бала. На полу, как следы урагана, остались куски разноцветной ткани, обрывки мишурных ожерелий, блестки золота, осколки бокалов, растерзанный букет цветов, забытый алый плащ.*
Кое-где в углах еще кружатся забывшиеся в экстазе танца плясуньи, которые продолжают танцевать одни, для себя, не слыша, что угас и рассыпался последний аккорд оркестра, и не замечая, что синеватая зала опустела и поблекла.
Шесть часов утра. Золотистое весеннее утро, дымчатое и свежее... Пустынные и гулкие улицы просыпающегося Парижа(,) с их утренними обитателями: молочницы в голубых платьях, гарсоны, снимающие ставни с кафе, бакалейщицы, булочницы, бонны в белых чепцах, растворяющие окна.
И сквозь этот деловой, утренний, сдержанный Париж(,) с криками, песнями и музыкой, кто пешком, кто в каретах, кто верхом на извозчичьей лошади, кто взобравшись на верх кареты, разгоряченные пляской и головокружением бала, пестрой лентой в две тысячи человек(,) возвращаются художники с Монмартра, чтобы по старинной традиции заключить праздник на дворе школы изящных искусств.

(144 слова)

[Сравнительный оборот. Причастный (обособленный и необособленный) и деепричастный обороты. Однородные члены предложения. Однородные определения. Сложноподчиненное предложение.]

Словарики

Орфография

рассвет
электричество
синеватый
осенний
разноцветный
мишурный
ожерелья – ожерелий
бокал
растерзанный
танцевать
экстаз
рассыпаться
аккорд
оркестр
не замечая
не слыша

Ударение и произношение

молочница [шнь и доп. чнь]
булочница [шнь и доп. чнь]

Лексика

Экстаз – исступленно-восторженное состояние.
Зала (устар.) – зал.
Гарсон – официант.
Бонна – воспитательница при маленьких детях.

Имена собственные

Монмартр
Париж

Задания

1. Найдите в тексте односоставные предложения.
2. Сделайте синтаксический разбор предложения, отмеченного звездочкой.


Париж. Фонтан на площади Согласия


ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАНЦА




Париж. Бурбонский дворец

Острый утренний холод жжет тело. Сиреневые полосы тени чередуются с золотистыми столбами солнечной пыли. Зацветающие каштаны тянут свои лапчатые листья сквозь стрельчатые балюстрады и колонны.
Строгие статуи богов и философов каменным оком взирают со своих пьедесталов.
И на почерневших мраморных плитах, поросших мелкой травой и бурым мохом, под ясным пологом небесной лазури, перед лицом всего радостного и старого Парижа(,) плывет, бьется, плещется розоватое, перламутровое женское тело(,) в размахе исступленной пляски, как воспоминание Древней Греции, как смелый жест Ренессанса, как воплощенная грёза мужчины, грёза о женщине-цветке, уносимом водоворотами танца, как последний протест язычества, брошенный в лицо лицемерному и развратному мещанству...*
И до самого вечера в разных кварталах Парижа по кафе мелькают одинокие затерявшиеся маски, как
пестрые лоскутья на полу помутневшей рассветной залы, по которой прошел ураган весеннего шабаша.

(110 слов)

[Причастный оборот. Сравнительные обороты. Однородные члены предложения. Неоднородные определения.]

Словарики

Орфография

жечь – жжет
утренний
сиреневый
каштаны
балюстрада
колонна
философ
каменный
взирать
радостный
мраморный
перламутровый
исступленный

Ударение

шабаш
квартал

Лексика

Грёза – мечта.
Язычество – многобожие, на Руси было распространено до принятия христианства.
Пьедестал – подножие статуи.

Имена собственные

Ренессанс
Древняя Греция

Задания

1. Объясните знаки препинания в предложении, отмеченном звездочкой.
2. Подчеркните в тексте причастия в роли прилагательных.

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→