Рассказ о Гоше:
ЗВЕНЯЩИЕ БУКОВКИ
По-настоящему мы начали заниматься с нашим сыном Гошей, когда ему исполнилось 11 месяцев. До этого просто читали книжечки и много разговаривали. Потом муж купил кубики Зайцева, которые надо склеивать самим и наполнять каким-нибудь материалом: крышечками, палочками и т.д. На гранях каждого кубика написаны не просто буквы, а сочетания согласной с гласными, например: ГА, ГО, ГУ, ГЭ, ГЫ, — при желании их можно петь.
Гоша гремел кубиками, и это, похоже, было единственным, что его в них привлекало.
Хочу сказать отдельное слово о гениальном изобретении — звучащих кубиках. Для младенцев это самый привлекательный момент: они трясут и бросают каждый новый предмет, чтобы послушать, какие звуки тот издает.
Гоша с удовольствием тарахтел ими, бросал, пробовал на вкус. Но это и все... Становилось все очевиднее, что он не желал повторять буквы. Я решила, что идея кубиков «не срабатывает» на таком раннем этапе обучения. Вообще-то заниматься с ними рекомендуют с двух с половиной лет. А для годовалого они были полезны тем, что просто закладывали на будущее хорошее впечатление от «буковок»: это интересно, они звенят и с ними весело.
Алфавит мы выучили незаметно, как бы сам собой, по маленькой азбуке с картинками («Алфавит» Андрея Усачева). Надо сказать, что поначалу картинки меня раздражали: на странице — десяток изображений в самых нелепых и нелогичных сочетаниях. Например, лиса в лаптях сидит на лавке, держит в одной лапе луковицу, в другой ложку и плачет (слезы льет). А сверху летят ласточки и несут в клювах ленту. На заднем плане нарисованы люстра, луг, лес, а впереди — большие (больше леса) лопухи... Меня раздражало это несоответствие масштаба и вообще все это столпотворение, но Гоше очень нравилось рассматривать и разбирать этот кроссворд, показывая пальчиком на то, что я называла. «Куча мала» на каждую букву не только многократно повторяла ее, но и с невероятной скоростью расширяла словарный запас годовалого малыша. Гоша просил читать эту книжку по нескольку раз в день — она стала у него самой любимой.
Буквы мы называли не как в алфавите, а фонетически, то есть по тому звуку, который они производят (кроме, конечно, мягкого и твердого знаков — их Гоша и сейчас еще, в год и восемь месяцев, никак не называет, я делаю это за него сама).
Каждый день происходило по нескольку прочтений любимой книжки, и к 1 году 4 месяцам Гоша знал многие буквы, а в 1 год и 5 месяцев — весь алфавит.
Под «знал» я имею в виду не то, что он мог любую букву показать без ошибки, а то, что он каждую называл сам. Хотя он и сейчас не выговаривает три буквы, а шипящие произносит не совсем чисто, но все можно понять.
Рассказ об Анночке:
БУКВЫ НА ОЩУПЬ
В полтора года мы с Анночкой начали заниматься буквами. Каждые два-три дня мы узнавали новую букву, повторяя предыдущие. Даже если она еще не очень быстро называла их, я надолго не останавливалась, боясь, что она заскучает и наши занятия превратятся в зубрежку.
Наш секрет был в том, что все буквы мы изготавливали сами, они висели на стене и постоянно были у дочери перед глазами. В течение дня мы время от времени ненавязчиво обращали на них внимание, и я спрашивала: какая это буква, а это?.. Если Анночка не отвечала, я не мучила ее и через десяток секунд отвечала сама веселым и радостным голосом. Ведь главное, чтобы все это оставалось игрой, легкой забавой.
Как мы делали наши большие буквы? Все они должны были быть из разного материала.
Букву «Л» мы делали из сухих листьев. Для этого на альбомном листе клеящим карандашом нарисовали крупную «Л». Затем собранные в парке сухие листья растерли в ладошках в мелкую крошку (кстати, это хорошее упражнение на осязание) и посыпали сверху. Прилипшие к клею листики создали нашу букву, а все лишнее легко осыпалось.
«В» получилась самой мягкой — мы вырезали ее из картонки, покрыли клеем и ватными шариками для косметических целей («В» — вата).
«З» — зеленая и пахнет вкусно — зеленым яблоком. На альбомном листе мы нарисовали водой букву, а потом посыпали ее сухим зеленым порошком для приготовления желе, — там, где порошок прилип к мокрой бумаге, «проявилась» загадочная буква «З».
«Н» сделали просто — из трех полосок узкой красной ленты для волос. «Е» — из разноцветного детского пластыря от царапин и порезов. «П» вырезали из рельефной, волнистой, как шифер, упаковки — приятно проводить по ней пальчиками. «О» — наклеенная на цветную основу веревочка.
Еще одну букву сделали из цветной упаковочной бумаги, в которой гости однажды принесли Анночке подарок. Другую — из прозрачной пленки с пузырьками воздуха внутри. Из наждачной бумаги. Из... чего угодно!
Наш алфавит — на стене, всегда на виду. Выучился быстро и без зубрежки.
Как видите, у каждого малыша свой путь. Но мы решили объединить наши знания, создав свои правила обучения чтению. Мы знакомим с ними родителей, чтобы быть единомышленниками.
1. Для наших детей все это — лишь игра. Мы занимаемся потому, что детям это нравится. Заставлять, с нетерпением ожидать правильного ответа, требовать, быть недовольным не входит в правила этой игры.
2. Много читать вместе — желательно несколько раз в день или всякий раз, когда малыш просит об этом. Прочесть 6—7 маленьких книг в день — это ведь в общей сложности занимает не больше 40 минут.
3. Не застревать на алфавите. Выучили — идите дальше! У любого занятия есть два врага: стресс и скука. Так что наше правило — не давить на малыша, не заниматься строго и всерьез, но и не давать скучать на одном и том же материале.
4. Называть не букву, а звук. Если вы делаете это для того, чтобы малыш читал, а не просто хвастался знанием алфавита, — так ему и говорите. Ведь он будет читать КНИГУ, а не Ка-эН-И-Гэ-У.
5. Приглашать в эту игру других детей. Ни на одну маму с мелом в руке малыш не будет смотреть с таким вниманием и восторгом в глазах, как на старшего брата или приятеля. Шестилетняя соседка по подъезду, которая десять минут в неделю поиграет с вашим трехлеткой в «школу», может добиться большего, чем вы сами за несколько дней.
6. Придумывать свои, необычные формы. Малыши обожают неожиданные, странные повороты. Творчество — второе имя Детства. Скорее всего вам не подойдет ни одна из уже известных форм в чистом виде и вам придется подстроить ее под себя: здесь что-то убавить, там — прибавить, создав свой собственный стиль, а потом... — поделиться своими находками со всеми нами.