Крупнейший математик и философ, заложивший основы современной математики и ее методологии, в которой неразрывно связаны геометрические и алгебраические методы.
Он происходил из старинного французского дворянского рода, разностороннее образование получил в аристократическом иезуитском коллеже Ла Флеш (1604–1612). Уже там чрезвычайно одаренный мальчик стал осознавать бесплодность догматического подхода к знаниям, размышлять над тем, как прийти к истинному знанию, имея в качестве примера строго доказываемые математические факты. Эти раздумья не покидали Декарта и в течение недолгой светской жизни в Париже, и во время его традиционной для дворянина военной карьеры (с 1618 по 1625 гг.; ведь это были как раз времена д'Артаньяна!). «10 ноября 1619 г., охваченный энтузиазмом [добавим: во сне!], я открыл основания поразительной науки», – записал Декарт в своем дневнике; это было на зимних армейских квартирах. Осенившая Декарта идея всеобщего аналитического метода – каждую трудность разлагать на ее составные части, от самого простого и легкого продвигаться к более сложному, не упуская ничего существенного, используя интуицию и дедукцию, – затем постепенно и тщательно была продумана.
В Париже после 1625 г. Декарт многих знакомил со своими идеями и достижениями в философии и математике. Они высоко ценились, а всесильный премьер-министр кардинал Ришелье дал Декарту привилегию публиковать во Франции или за границей все, что ему заблагорассудится написать. Несмотря на это, в церковных кругах он прослыл за атеиста, опасного для государства человека. Поучаствовав напоследок в знаменитой осаде крепости Ла-Рошель (читайте «Трех мушкетеров»!), в 1628 г. Декарт решает «порвать с суетой» и переселяется в более спокойную Голландию, чтобы, не опасаясь ожидавшихся им во Франции преследований, продолжить свои занятия и начать публиковаться – можно сказать, поступает в
соответствии со своим девизом: «Bene qui latuit, bene vixit»: «Хорошо прожил тот, кто хорошо укрылся» (лат.).
Около 1629 г. Декарт написал записку «Правила для руководства ума», а к 1633 г. закончил работу над обширным трактатом о мироустройстве, в котором описывал как бы «сотворение мира» (в соответствии со своими воззрениями), о чем сообщил в письме в Париж от 22 июня 1633 г. Но именно в этот день произошло отречение Галилея перед судом инквизиции от его труда о мироздании – от системы мира Николая Коперника (1473–1543), запрещенной церковью еще в 1616 г. Декарт прекратил работу над своим трактатом – для него было немыслимо предать истину Коперника так же, как непогрешимого папу. Он приступил к другому труду, опубликованному в 1637 г. – к «Рассуждению о методе», частью которого являлась бессмертная «Геометрия», положившая начало новой эпохе в математике. В ней, по сути, и изложены начала «новой математики», в которой геометрия и алгебра стали равноправными «партнерами». В этой книге вводятся и «декартовы координаты», однако еще раньше (около 1629 г.) их ввел и эффективно использовал для решения задач знаменитейший ныне младший современник Декарта Пьер Ферма (1601–1665).
Декарт и далее жил в Голландии, занимаясь уже в основном философией. С 1646 г. он уединился в голландской деревушке Эгмонт, разводя цветы и размышляя дальше («Cogito ergo sum»: лат. «(Я) мыслю, следовательно, существую», – гласил знаменитый оптимистический тезис философии Декарта). Между тем его известность и слава распространялась по всей Европе. О Декарте-философе прослышала молодая и образованная королева Швеции Кристина (будущая итальянская хиппи XVII в.) и вздумала заполучить его в качестве учителя и советника. За ним был послан корабль, и в октябре 1649 г. Декарт переехал в Стокгольм. Однако наставшая суровая шведская зима оказалась для него губительной – 11 февраля 1650 г. Декарт скончался от воспаления легких.
Энгельс писал: «С богом никто не обращается хуже, чем верующие естествоиспытатели», – и вскоре сочинения ревностного католика Декарта были, как ранее сочинения Коперника (1616) и Галилея (1633), внесены в «Индекс» – список книг, запрещенных католической церковью. Во Франции распространение сочинений Декарта запретили еще при его жизни (при кардинале Мазарини), но его прах в 1666 г. был перенесен в Париж и погребен там, где сейчас Пантеон.