Задание 1.
Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).
Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.
а) Белый, красный, золотой, жалобный, бедный, страшный.
б) Человек, теленок, книга, гвардия, месть, смех.
Количество баллов — 3.
Ответ |
Кол-во баллов |
«Белая гвардия» — М. Булгаков |
Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов. Ответы приводятся в любой последовательности. Ответ считается верным, если указано название произведения и автор.
|
«Красный смех» — Л. Андреев |
|
«Золотой теленок» — И. Ильф и Е. Петров |
|
«Жалобная книга» — А. Чехов |
|
«Бедные люди» — Ф. Достоевский |
|
«Страшная месть» — Н. Гоголь |
Задание 2.
Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создает Игорь Северянин в стихотворениях из сборника сонетов «Медальоны».
1. |
Послушница обители Любви Молитвенно перебирает четки. Осенней ясностью в ней чувства четки. Удел — до святости непоправим… |
4. |
Рассказчику обыденных историй Сужден в удел оригинальный дар, Врученный одному из русских бар, Кто взял свой кабинет с собою в море… |
2. |
Его улыбка — где он взял ее? — Согрела всех мучительно влюбленных, Униженных, больных и оскорбленных. Кошмарное земное бытие… |
5. |
Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и веселым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком… |
3. |
Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто… |
6. |
Эпоха робкого дыханья… Где Твое очарованье? где твой шепот? Практичность производит в легкий опыт, Чтоб вздох стал наглым — современным-де… |
Количество баллов — 3.
Ответ |
Кол-во баллов |
1. А. Ахматова |
Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов.
|
2. Ф. Достоевский |
|
3. Игорь Северянин |
|
4. И. Гончаров |
|
5. С. Есенин |
|
6. А. Фет |
Задание 3.
В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).
Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.
|
а |
б |
в |
г |
1 |
И.А. Бунин |
«Легкое дыханье» |
Под стать старикам были и дворы в Выселках: кирпичные, строенные еще дедами. А у богатых мужиков — у Савелия, у Игната, у Дрона — избы были в две-три связи, потому что делиться в Выселках не было моды. В таких семьях водили пчел, гордились жеребцом-битюгом сиво-железного цвета и держали усадьбы в порядке. |
Анна Герасимовна |
2 |
М.Е. Салтыков-Щедрин |
«Тупейный художник» |
Деревенский же брат графа был еще некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал, а убирать его было некому, потому что он ко всему очень скуп был и своего парикмахера в Москву по оброку отпустил, да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать. |
Любовь Анисимовна |
3 |
А.П. Чехов |
«Дама с собачкой» |
На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иванович и учитель гимназии Буркин. У Ивана Ивановича была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству… |
Анна Сергеевна |
4 |
Н.В. Гоголь |
«Мертвые души» |
В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось. |
Пульхерия Ивановна |
5. |
А.И. Куприн |
«Первая любовь» |
Помнится, в то время образ женщины, призрак женской любви почти никогда не возникал определенными очертаниями в моем уме; но во всем, что я думал, во всем, что я ощущал, таилось полуосознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского… Это предчувствие, это ожидание проникло весь мой состав: я дышал им, оно катилось по моим жилам в каждой капле крови... ему было суждено скоро сбыться. |
Зинаида Александровна |
Количество баллов — 5.
Ответ |
Кол-во баллов |
1б (необходимо: «Антоновские яблоки») |
Максимум — 5 баллов (1 балл за каждый верный ответ) |
2а (необходимо: Н. Лесков) |
|
3в (представлен фрагмент из рассказа «Человек в футляре») |
|
4г (указан персонаж из повести «Старосветские помещики») |
|
5а (необходимо: И. Тургенев) |
Задание 4.
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).
|
а |
б |
в |
г |
1 |
В. Брюсов |
«Tertia Vigilia» |
1в |
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. |
2 |
В. Хлебников |
«Изборник стихов» |
Кубофутуризм |
2г |
3 |
3а |
«Жемчуга» |
Акмеизм |
Слышу гул и завыванье призывающих рогов, И я снова конквистадор, покоритель городов. Словно раб, я был закован, жил, униженный, в плену, И забыл, неблагодарный, про могучую весну. |
4 |
А. Блок |
4б |
Младосимволизм |
Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене, Безумная, как страсть, спокойная, как сон, А я, повергнутый, склонял свои колени И думал: «Счастье там, я снова покорен!» |
а) ВАРИАНТ I: О. Мандельштам
ВАРИАНТ II: Н. Гумилев
ВАРИАНТ III: В. Маяковский
ВАРИАНТ IV: С. Есенин
б) ВАРИАНТ I: «Tristia»
ВАРИАНТ II: «Вечер»
ВАРИАНТ III: «Ante Lucem»
ВАРИАНТ IV: «Горящие здания»
в) ВАРИАНТ I: акмеизм
ВАРИАНТ II: старший символизм
ВАРИАНТ III: младосимволизм
ВАРИАНТ IV: имажинизм
г) |
ВАРИАНТ I: Мы чаруемся и чураемся, Там чаруясь, здесь чураясь. То чурахарь, то чарахарь. Здесь чуриль, там чариль. |
ВАРИАНТ II: Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома.
|
|
ВАРИАНТ III: Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо! Огромная, близкая, с каплей смарагда На кончике кисти прямой. |
ВАРИАНТ IV: Не для льстивых этих риз, лживых ряс — Голосистою на свет родилась! Не ночные мои сны — наяву! Шипом-шепотом, как вы, не живу! |
Количество баллов — 8.
Ответ |
Кол-во баллов |
1в — ВАРИАНТ II: старший символизм |
Максимум — 8 баллов (2 балла за каждый верный ответ) |
2г — ВАРИАНТ I: «Мы чаруемся и чураемся…» |
|
3а — ВАРИАНТ II: Н. Гумилев |
|
4б — ВАРИАНТ III: «Ante Lucem» |
Задание 5.
Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Термин «басня» означает «один из древнейших жанров дидактической литературы; короткий сюжетно законченный рассказ в стихах или прозе с прямо формулированным моральным выводом».
б) Вольный стих — это нерифмованный стих в силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении.
в) Акростих — это стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу.
г) Содержание панегирика направлено на обличение и высмеивание социальных пороков.
д) Танка — древняя национальная форма пятистишия в арабской поэзии; первая и третья строки танка содержат по пять слогов, остальные — по семь слогов.
е) Стихи «Арагвы светлой он счастливо / Достиг зеленых берегов» построены на инверсии.
ж) В ряду «моностих — двустишие — терцет — катрен — секстина — октава — онегинская строфа» строфы расположены по увеличению количества стихов в строфе.
з) В стихах «Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю; / И жажду гибели — спасти молю» использована стилистическая фигура контраста (антитеза).
и) Сентиментализм — стиль в искусстве и литературе, опирающийся на принцип нормативности, культ античности и разума; исполнен обобщенных образов без конкретно-индивидуальных особенностей.
к) Стихотворение Вс. Некрасова «Я помню чудное мгновенье / Невы державное теченье / Люблю тебя Петра творенье / Кто написал стихотворенье / Я написал стихотворенье» представляет собой центон.
л) Стих «Пью горечь тубероз, небес осенних горечь» — шестистопный хорей с пиррихием на второй стопе.
Количество баллов — 11.
Ответы |
Кол-во баллов |
||
Максимум — 11 баллов (1 балл за каждый верный ответ) |
|||
а) да |
ж) да |
|
|
б) нет |
з) да |
|
|
в) да |
и) нет |
|
|
г) нет |
к) да |
|
|
д) нет |
л) нет |
|
|
е) да |
|
|
Задание 6.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Соотнесите эстетико-художественную позицию М. Цветаевой с примером ее поэтического творчества. Как эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?
Указующее — слуховая дорога к стиху: слышу напев, слов не слышу. Слов ищу. Левей — правей, выше — ниже, быстрее — медленнее, затянуть — оборвать, вот точные указания моего слуха, или — чего-то — моему слуху. Все мое писанье — вслушиванье. Отсюда, чтобы писать дальше — постоянные перечитыванья. Не перечтя по крайней мере двадцать строк, не напишу ни одной. Точно мне с самого начала дана вся вещь — некая мелодическая или ритмическая картина ее — точно вещь, которая вот сейчас пишется (никогда не знаю, допишется ли), уже где-то очень точно и полностью написана. А я только восстанавливаю. Отсюда эта постоянная настороженность: так ли? не уклоняюсь ли? не дозволяю ли себе — своеволия? Верно услышать — вот моя забота.
(«Поэт о критике»).
Эмигрант
Здесь, меж вами: домами, деньгами, дымами,
Дамами, Думами,
Не слюбившись с вами, не сбившись с вами,
Неким —
Шуманом пронося под полой весну:
Выше! з виду!
Соловьиным тремоло на весу —
Некий — избранный.
Боязливейший, ибо взяв на дыб —
Ноги лижете!
Заблудившийся между грыж и глыб
Бог в блудилище.
Лишний! Вышний! Выходец! Вызов! Ввысь
Не отвыкший… Виселиц
Не принявший… В рвани валют и виз
Веги — выходец.
9 февраля 1923 г.
Количество баллов — 20.
Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.
Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен:
- Выделить ключевые положения эстетико-художественной позиции М. Цветаевой: в основе цветаевской эстетической концепции лежит представление о звуковой («слуховой») природе стиха; «письмо» отождествляется с «вслушиваньем»; текст мыслится прежде всего как «звуковая материя»; задача поэта — верно уловить «мелодическую или ритмическую картину» и совершить восхождение от звука к смыслу («слышу напев… слов ищу»).
- Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения М. Цветаевой: биографический факт (эмиграция) превращается автором в поэтическую тему: эмигрант — странник, заблудившийся, потерявший себя, «лишний» («Не слюбившись с вами, не сбившись с вами»); эмиграция наделяется чертами пространственного «пограничья» («Здесь, меж вами…», «Заблудившийся между грыж и глыб…»); пространство «верха» и «низа» смещено, контрастные пространственные знаки накладываются друг на друга («Бог в блудилище», «В рвани валют и виз / Веги — выходец»).
- Обратить внимание на особенности поэтического языка М. Цветаевой: в соответствии с общей эстетической установкой Цветаева создает «звуковой портрет» эмиграции: сквозная, «принудительная» звукопись позволяет выстроить два противопоставленных смысловых ряда — атрибутику «материального», «низа» («домами — деньгами — дымами — дамами — Думами») и «нематериального», «верха» («лишний — вышний — выходец — вызов — ввысь — Веги — выходец»); звукопись в сочетании с перечислительным синтаксисом и морфемными повторами (в первом ряду — единство окончаний, во втором — семантизированной приставки вы-) «окольцовывает» текст и формирует в сознании читателя представление об эмиграции как «пограничье»; Цветаева проецирует фонетическое подобие в область смысла, создавая уникальные образно-семантические ряды (Шуманом — выше, боязливейший — заблудившийся — Бог — блудилище, рвань — валют — виз, вызов — ввысь — виселиц и т.п.) по принципу сближения или контраста; всё это обеспечивает единство поэтической темы и развитие поэтического сюжета по «слуховой дороге к стиху».