Задание 1.
Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).
Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.
а) Медный, тамбовский, гранатовый, роковой, темный, скучный.
б) Аллея, история, всадник, казначейша, яйцо, браслет.
Количество баллов — 3.
Ответ |
Кол-во баллов |
«Медный всадник» — А.С. Пушкин |
Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов. Ответы приводятся в любой последовательности. Ответ считается верным, если указано название произведения и автор.
|
«Тамбовская казначейша» — М.Ю. Лермонтов |
|
«Гранатовый браслет» — А.И. Куприн |
|
«Роковые яйца» — М.А. Булгаков |
|
«Темные аллеи» — И.А. Бунин |
|
«Скучная история» — А.П. Чехов |
Задание 2.
Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.
1. |
Мне мила моя греза Фантаста. Жду я с белой Девою встречи. Ах, зачем, ах, зачем я так часто Перехожу за черту человеческой речи? Как скучает крендель над булочной, Как квартального смех раскатист! Пересыпается солнце в пыли переулочной… Спою-ка чертенятам акафист… А. Измайлов |
4. |
Вы — чудак: насочиняли ямбы, Только вот — печатали не впрок. Были б живы, показал я вам бы, Как из строчки сделать десять строк… А. Архангельский |
2. |
Ах! Я знаю любви настоящей разгадку, Знаю силу тоски, — «Я на правую руку надела перчатку С левой руки!..» Я пленилась вчера королем сероглазым И вошла в кабинет. Мне казалось, по острым, изысканным фразам, Что любимый — эстет… Дон Аминадо |
5. |
На даче ночь. В трюмо Сквозь дождь играют Брамса. Я весь навзрыд промок. Сожмусь в комок. Не сдамся. На даче дождь. Разбой Стихий, свистков и выжиг. Эпоха, я тобой, как прачкой, буду выжат… А. Архангельский |
3. |
У истоков сумрачного Конго Возле озера Виктория-Нианца Под удары жреческого гонга Он свершал магические танцы. Бормотанье, завыванье, пенье, Утомясь, переходило в стоны… А.М.Ф. |
6. |
Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли. Мысль витает в пространствах, но не может осесть. Ананасы в шампанском окончательно скисли, И в таком состояньи их немыслимо есть… MIXTIX |
Количество баллов — 3.
Ответ |
Кол-во баллов |
1. А. Блок |
Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов.
|
2. А. Ахматова |
|
3. Н. Гумилев |
|
4. В. Маяковский |
|
5. Б. Пастернак |
|
6. Игорь Северянин |
Задание 3.
В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).
Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.
|
а |
б |
в |
г |
1 |
И.А. Бунин |
«Легкое дыханье» |
Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова. |
Оля Мещерская |
2 |
И.С. Тургенев |
«Первая любовь» |
Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не закапать шаль. Ели одни молодые люди: хозяева давно пообедали. Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка… |
Анна Сергеевна Одинцова |
3 |
М.Е. Салтыков-Щедрин |
«История одного города» |
Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. |
Фердыщенко |
4 |
А.И. Куприн |
«Ася» |
Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. |
Гагин |
5. |
А.П. Чехов |
«Студент» |
Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. |
Буркин |
Количество баллов — 5.
Ответ |
Кол-во баллов |
1в (представлен фрагмент из рассказа «Господин из Сан-Франциско») |
Максимум — 5 баллов (1 балл за каждый верный ответ) |
2б (необходимо: «Отцы и дети») |
|
3в (представлен фрагмент из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») |
|
4а (необходимо: И.С. Тургенев) |
|
5г (представлен персонаж из рассказов «маленькой трилогии») |
Задание 4.
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).
|
а |
б |
в |
г |
1 |
Саша Черный |
«Сатиры и лирика» |
1в |
Когда поэт, описывая даму, Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет», Здесь «я» не понимай, конечно, прямо — Что, мол, под дамою скрывается поэт. Я истину тебе по-дружески открою: Поэт — мужчина. Даже с бородою. |
2 |
2а |
«Поверх барьеров» |
«Центрифуга» |
Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу. |
3 |
А. Ахматова |
3б |
Акмеизм |
Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит... Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. |
4 |
К. Бальмонт |
«Ранняя пора» |
Старший символизм |
4г |
а) ВАРИАНТ I: С. Есенин
ВАРИАНТ II: В. Маяковский
ВАРИАНТ III: О. Мандельштам
ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак
б) ВАРИАНТ I: «Anno Domini»
ВАРИАНТ II: «Камень»
ВАРИАНТ III: «Путь конквистадоров»
ВАРИАНТ IV: «Стихи о Прекрасной Даме»
в) ВАРИАНТ I: кубофутуризм
ВАРИАНТ II: «сатириконцы»
ВАРИАНТ III: новокрестьянская поэзия
ВАРИАНТ IV: вне групп
г) |
ВАРИАНТ I: На северной форелевой реке Живете вы в березовом коттэдже. Как Богомать великого Корреджи, Вы благостны. В сребристом парике Стряхает пыль с рельефов гобелена Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена, Со страусовым веером в руке.
|
ВАРИАНТ II: Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.
|
|
ВАРИАНТ III: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло. |
ВАРИАНТ IV: Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? |
Количество баллов — 8.
Ответ |
Кол-во баллов |
1в — ВАРИАНТ II: «сатириконцы» |
Максимум — 8 баллов (2 балла за каждый верный ответ) |
2а — ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак |
|
3б — ВАРИАНТ I: «Anno Domini» |
|
4г — ВАРИАНТ II: «Чуждый чистым чарам счастья…»» |
Задание 5.
Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.
б) Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.
в) В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.
г) Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.
д) Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.
е) Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип» — шестистопный ямб без пиррихиев.
ж) Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.
з) Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.
и) Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.
к) В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.
л) Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.
Количество баллов — 11.
Ответы |
Кол-во баллов |
||
Максимум — 11 баллов (1 балл за каждый верный ответ) |
|||
а) да |
ж) да |
|
|
б) нет |
з) нет |
|
|
в) да |
и) нет |
|
|
г) да |
к) да |
|
|
д) да |
л) нет |
|
|
е) нет |
|
|
Задание 6.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Соотнесите теоретическое положение, развиваемое Р. Якобсоном, с примером из поэтического творчества В. Маяковского. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?
В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не только самым характерным из поэтических тропов — ее функция содержательна: именно она определяет разработку и развитие лирической темы. Лирический импульс… задается «я» («мной») поэта. В метафорической поэзии образы внешнего мира должны резонировать этому первоначальному импульсу, переносить его в другие планы, устанавливать сеть соответствий и… подобий в многомерном космосе: лирический герой пронизывает все измерения бытия, и все эти измерения должны совместиться в герое. Метафора устанавливает продуктивную ассоциацию путем аналогии или контраста. Лирический герой видит себя в противостоянии антагонисту, смертельному врагу — образу многогранному, как все, чем занят метафорический лиризм, — и тема вовлеченности героя в смертельный поединок фатальным образом венчает стихи. Героический лиризм, закованный в мощные и тесные цепи метафор, провоцирует полное взаимопроникновение легенды и реального существования поэта — и поэт… в конце концов платит жизнью за свой универсальный символизм . Исходя из такой семантической структуры лирики Маяковского, мы сможем понять и ее истинный сценарий, и центральное ядро биографии этого поэта.
(Р. Якобсон. «Заметки о прозе поэта Пастернака»).
ОТ УСТАЛОСТИ
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот.
Ты! Нас — двое,
ораненных, загнанных ланями,
вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.
Сестра моя!
В богадельнях идущих веков,
может быть, мать мне сыщется;
бросил я ей окровавленный песнями рог.
Квакая, скачет по полю
канава, зеленая сыщица,
нас заневолить
веревками грязных дорог.
1913 г.
Количество баллов — 20.
Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.
Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен (в свободной последовательности):
- Вслед за исследователем Р. Якобсоном охарактеризовать ключевые положения эстетико-художественной позиции и мировидения В. Маяковского: метафоризм — сущность поэтической системы Маяковского; благодаря разноплановым метафорическим ассоциациям лирический герой Маяковского «пронизывает все измерения бытия», вступает в многомерный конфликт — «смертельный поединок» — с окружающим миром; метафора как средство художественной выразительности у Маяковского, наряду с реализацией «инструментального» значения, определяет «развитие лирической темы».
- Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения В. Маяковского: заглавие стихотворения («От усталости») предопределяет его общую эмоциональную тональность и лирическую установку: состояние одиночества и надрыва, сопряженного с поиском «собеседника» («Ты! Нас — двое»); обращение к земле связано с буквализацией мифологической метафоры «мать сыра земля» (ср. «лысеющая голова», «впалые груди болот»); желание лирического героя преодолеть одиночество выстраивает в стихотворении серию метафор «родства»: «земля — мать», «земля — сестра» («Сестра моя!»); автопортрет героя дается в метафорах, делающих его материально тождественным окружающему миру («лохмотьями губ моих», «дымом волос», «пожарами глаз из олова»); обретение «мирового родства» и преодоление космического одиночества возможно («может быть, мать мне сыщется…») для героя лишь в «идущих веках», т.е. в будущем, в то время как настоящее «неволит», связывает героя и его собеседника — землю — «веревками грязных дорог».
- Обратить внимание на особенности поэтики стихотворения В. Маяковского: адресность стихотворения (использование обращений — «Земля!..», «Ты!..», «Сестра моя!..») вскрывает установку поэта на диалог с миром; совмещение контрастных категорий («планета» как «женщина» — «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову…») и точка зрения лирического героя, ориентирующаяся на позицию «взгляда сверху» («Дымом волос над пожарами глаз из олова / Дай обовью я впалые груди болот», «заневолить / веревками грязных дорог») ведут к универсализации конфликта человека и мира; сквозная аллитерация, вплоть до парономазии («Дым из-за дома догонит нас длинными дланями»), негативно окрашенная лексика («лохмотьями», «ораненных», «загнанных», «озлобив», «догнивающих» и т.п.) и контекстуальные контрасты («в пятнах… позолот», «окровавленный песнями») создают образ враждебного герою мира.