Анализ комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

Идея комедийной пьесы возникла вследствие исторического инцидента, имевшего место во французском дворце. Совершенно легкомысленно один турецкий посол заявил, что турецкий султанский конь выглядит наряднее короны Людовика XIV, после чего этот несчастный был арестован и выслан из Франции. Позже придворному драматургу Мольеру было дано задание - создать комедию по турок, где те выставлены в самом невыгодном свете. Так оно и случилось. Но, помимо турецкой, комедиограф вдоволь поиздевался и над французской вычурной помпезностью.

В начале представления следует вступительная увертюра со всеми прилагающимися элементами балета. С появлением на сцене господина Журдена сразу раскрывается его образ - пристрастный ко всему дворянскому он только и живет мечтой влиться в светское общество. Все его мысли и желания устремлены ввысь от привычного болота нищеты и бесславности. Мещанин также обладает и гонором, особенно заметным на фоне его сильнейшего стремления к дворянству. Однако в своих попытках соответствовать любимому образу он выглядит ещё ничтожнее и все его манеры уж точно не походят на манеры дворянина.

Несмотря на все старания, Журден совершенно не меняется, все его мещанские привычки остаются прежними, а истинный характер ещё больше искажается на фоне его игры в искусственного господина. Тем не менее, в образе Журдена проявляются и подлинные достойные качества мещанина - подвижная активная натура, живой трезвый ум.

В комедийном произведении хорошо переданы характеры представителей всех слоев французского общества, правящего в середине 17-го века. Кроме того, в «Мещанине во дворянстве» нравы персонажей Мольер обрисовал с перспективой тенденций будущего столетия. И драматург не ошибся. Следующий век в истории драматургии полностью раскрыл художественные обрисовки комедийного «Мещанина во дворянстве».

Вскоре зрители будут наблюдать, как весёлую наивность, невинное плутовство и простое добродушие прежних героев сменят наглые, зловещие, коварные и безмерно хитрые герои просветительской драмы. Ключевыми идеями литературы 18-19 века станут антидворянская критика и пропаганда гражданского достоинства.

В образе знатного буржуя, покупающего своё дворянство за наличные, Мольер будто прогнозировал нарастающее величие денег. Доминирующее качество комедии - древнее тщеславие начинает проявляться и играть в новых красках. Теперь оно затмевает прежде бесценную развитость и уважаемое положение в обществе. Немного позже Вольтер напишет о произведении, как о самой счастливой комедии, в которой намешаны смешные качества человеческого нрава. Глобальный порок тщеславие всегда правил людьми в истории, принуждая принцев становиться королями, а бедных мещан - знатными аристократами. А данное сочинение только подчёркивает комичность этой истины, демонстрируя полное взаимоисключение примитивной натуры и подлинного дворянства.

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→