Анализ произведения М.А. Булгакова «Белая гвардия»

С первых слов произведения, в которых автор говорит о разных системах исчисления времени – от Рождества Христова и после революции, до завершающей точки на протяжении всего романа проводится тема двух разных систем ценностей. Метель, с которой начинается повествование, отображает хаос, царивший в то страшное время гражданской войны, которую описывает автор. Снег является символом не обновления, а разрушения прежнего привычного и началом зла и насилия. При этом автор является скорее наблюдателем происходящих событий, чем судьей.

На примере семьи Турбиных автор говорит о «белых» не как о заклятых врагах народа, но как о людях, которые имеют свои достоинства и недостатки. Они не принадлежат к политическим течениям, но мир оборачивается так, что нейтралитета быть просто не может. Турбины не выступают против «красных», он лишь хотят уберечь то, что им дорого среди всепоглощающего разрушения бытия.

Булгаков особое внимание уделят описанию квартиры героев, в которых касается мельчайших деталей – цветной парафин на еловых ветках, книги, пахнущие шоколадом, чашки, часы с боем, изразцовая печь… При этом ценность не в самих вещах, а в быте, в его прочности, в крепости семьи и дома. Квартира становится крепостью Турбиных, которая все же не способна их уберечь. Автор прямо показывает, что интеллигенты потерпят поражение. Главные герои не приспосабливаются к новому времени, он по-прежнему поют «Боже, Царя храни», в этом их гибель, и в этом их честь.

Булгаков, повествуя о лагерях «красных» и «белых» не говорит о том, кто из них прав, а кто виноват. Основная вина здесь полагается на войну. Однако война дает людям вседозволенность, и те, кто раньше не мог и подумать об убийстве, теперь испытывают удовольствие от уничтожения своих прежних друзей и земляков. Это как нельзя более ярко выражает честь Турбиных, их готовность потерпеть поражение, но сохранить свою честь и достоинство, не уподобляясь красному террору.

Существует классовая идея, которая способна на фанатизм. Наряду с ней, не смотря на старания революции, остается человеческий гуманизм, мораль, человечность, которой чужды классы. Именно эту позицию гуманности отстаивал автор, изображая тех, кто, имея выбор, выбрал человечность, верность моральным ценностям и смерть.

Во сне Алексея Турбина Господь говорит: «…все вы у меня, Жилин, одинаковые — в поле брани убиенные». И далее речь идет о том, что это должно понимать, но далеко не каждый способен не это. Весьма кстати приведены эти слова во время войны. Не смотря на классы и их идеалы, человек должен, прежде всего, оставаться человеком. У павших на поле брани, в конечном счете, останется лишь то, что они имели в душе. И дело не в том, чью сторону отстаивать, а в том, как этот выбор повлияет на человеческую сущность и чем в итоге человек может стать.

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→