Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Автопортрет»

Творчество Осипа Мандельштама по сей день остается довольно сложным для анализа и характеристики. Попытки разобрать определенное стихотворение как отдельное, завершенное произведение станет ошибкой. Все стихотворения этого автора необыкновенным образом дополняют друг друга, а одни произведения поясняют другие. Приступая к анализу, необходимо учитывать общие веяния сборника, в котором стихотворение было напечатано.

Во всех своих работах Мандельштам сводил вместе противоположности так, чтобы они столкнулись. Автор всегда насыщал произведения совмещением несовместимого. Так же он поступил и в произведении «Автопортрет»: «В поднятьи головы крылатый намек — но мешковат сюртук». Здесь он отображает те эстетические догматы, которых придерживался в своем творчестве. Он ставит рядом статические и динамические образы и связывает их, чтобы полученная в результате антитеза определила те различия, которые существуют среди подобных вещей. При этом такой подход в каждое произведение вносит значительную долю напряженности.

Противопоставление «В закрытьи глаз, в покое рук — тайник движенья непочатый» говорит о том, что даже в простых вещах отображается сама духовная сущность человека, тот самый «тайник». Автор говорит «И слова пламенная ковкость», применяя сравнения слова и металла, способного во время ковки становиться чем угодно, даже оружием. Вторая строфа более точно определяет, что лишь обладающий определенными талантами, в частности в словесности, способен противостоять возникающим преградам. При этом применяется антитеза в выражении «прирожденную неловкость», которое и олицетворяет возникающие преграды, которые необходимо преодолевать. Завершается произведение строкой «Врожденным ритмом одолеть!», которая несет в себе глобальный смысл того самого дара, данного свыше, который автор пронесет сквозь всю свою жизнь и будет использовать как выкованное оружие для борьбы с «прирожденной неловкостью».

Мандельштам во второй строфе использует метафору, в которой раскрывает саму суть возникающих преград – это народное и даже эпохальное косноязычие, с которым и предстоит сражаться автору. По сути, автор говорит о борьбе, о противостоянии и использовании своего дара, как оружия. Назвав произведение «Автопортрет», Мандельштам выводит на первый план свое предназначение, определяя его собственно собой, умалчивая при этом непосредственно о человеке.

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→