Валерия Брюсова без преувеличений можно назвать родоначальником литературного символизма в России. После того, как он увлекся этим направлением и издал первый подобный сборник своих произведений, началось развитие российского символизма, которого до тех пор не было. Для Брюсова символизм стал тонким и очень точным орудием для выражения мельчайших настроений и деталей, создания сложных образов и олицетворения народов и стран в одном герое.
Следуя за этой звездой, поэт увлекся историей и мифологией, и полученные знания стал применять в своем творчестве. Что, как не символизм, способно воссоединить прошедшее и грядущее, на примере древних персонажей показать положительные и отрицательные стороны настоящего времени. Работая с яркими образами, Брюсов старается найти принципы перемены событий, опираясь на историю.
В своем произведении «Ассаргадон» автор изображает реальную личность – могучего некогда царя, покорившего многие народы. «Ассаргадон» составлен в виде сонета, при этом начало повествует о величии и могуществе царя, который едва вступил в права царствования, сумел разбить сильного противника: «Сидон я ниспроверг и камни бросил в море». Затем приводятся примеры его успешных военных походов, в которых он всегда оказывался победителем. Однако вместе с величием, которое укрепляется и возрастает в царе, он становится жестоким и кровожадным: «Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон».
Ассаргадон настолько возгордился от своих успехов, что не может себе и представить кого-то, кто дерзнул бы ему перечить или пойти против него войной: «Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?». Все это приносит удовлетворение царю, он горд и высокомерен. Однако, кроме величия, автору удалось передать те внутренние колебания царя, когда он созерцает все свое могущество. И вот на фоне побед становится понятно, что в погоне за славой для царя перестали существовать другие люди, их чувства и возможно в принципе человечность: «Деянья всех людей — как тень в безумном сне». Ассаргадон, не смотря на свои победы, не смог стать мудрым правителем, который печется о мире и достатке своего народа, ведь его армия постоянно находилась на полях сражений. В финале сонета царь сам это понимает и вместе с тем осознает, что его слава не дает умиротворения, и чем выше его величие, тем острее становится одиночество: «И вот стою один, величьем упоён».
На примере царя Ассаргадона Валерий Брюсов тонко передал проблему каждого, кто в наше время стремится за славой и благами мира и в этом стремлении проносится мимо чего-то более важного, за что расплачивается одиночеством.