Позиция авторского лица, позиция авторской маски в творчестве Михаила Зощенко занимает особое место. Он в своей сатирической оценке происходящего не односторонен. Рассказывает о каком-либо случае обычно человек с данной среды. Рассказчик, надевая маску обывателя, привносит в повествование свое отношение к ситуации и видение данного инцидента как бы со стороны. У Зощенко этот рассказчик, как правило, отрицательный герой.
Своим рассказом он вызывает одновременно к себе и жалость, и отвращение. Сочувствие самого автора к этому невидимому персонажу сразу проявляется в повествовании. Но, авторское сочувствие только усугубляет картину, и мы ощущаем насколько жалок и примитивен рассказчик в своих чувствах и мыслях. Например, в рассказе "Мещанский уклон" рассказчик, стараясь защитить главного героя Васю Растопыркина, только еще больше показывает, насколько абсурдно поведение и Васи и самого рассказчика.
Сам Зощенко очень иронично относится к своему герою. Он не разделяет его взгляды и стремления, а даже отрицает его миропонимание. Иронию писателя необычайно нравственна и интеллектуальна. Автор никогда не насмехается над людьми. Во всех его рассказах присутствует сострадание к человеку, даже в смехе всегда таится печаль. Персонажи рассказов Зощенко - это не просто носители нравственного уродства, они жертвы исторических обстоятельств. И из-за слабого нравственного стержня эти обстоятельства всегда оказываются сильнее их.
"Маленькие люди" скатываются до уровня "мелких людишек", способных вызвать усмешку и сожаление. Именно ирония лежит в основе всех Зощенковых рассказов. Ироническое отношение к окружающему и лежит в основе отношений автора и рассказчика. Иронический взгляд автора чувствуется во всех произведениях Зощенко. Языковые штампы того времени в высказываниях персонажей только усиливают эту иронию.
Философствование рассказчика иногда касаются серьезных проблем, но он так колоритно высказывается об этом, что вызовет у читателя только улыбку, а иногда недоумение. Автор и сопричастен к рассказам героев и в то же время высмеивает их. Одной из черт рассказов Зощенко - выявление низменного и неприглядного. Поэтому он сознательно и упрощал речь героев, хотя это только на первый взгляд. Зощенко маневрирует языковыми стилями, меняя рассказ в любом направлении, в зависимости от персонажа. Автор удивительным способом умеет подводить итог, ставить точку в любом повествовании.
Дозирование курьезного и смешного в рассказах Зощенко идет по нарастающей и достигает абсурда. Ирония автора может выходить далеко за пределы данной ситуации. Он иронизирует над привычками и обычаями, которые убивают в человеке духовное, личностное "Я", выпячивая пустоту и абсурд общественного. Именно этот абсурдный во многом окружающий мир и высмеивает М.А.Зощенко в своих рассказах, показывая его невероятный примитивизм и эгоистичность. Сам писатель с грустью и страданием относится к этому и он своим талантом старался дать людям гуманистическую надежду, что все может измениться благодаря им.