Пространство в романе «Мы» Евгения Замятина

Сатирический роман в стиле антиутопии был опубликован в 1920-ом году. Уникальное нетипичное произведение 20-го века Евгений Замятин построил из элементов фантазийного будущего: в этом мире живут уже не люди с привычными нам именами, а «пронумерованные» личности, существующие в идеально рассчитанном тоталитарном режиме дней. Под строжайшим контролем Единого великого Государства планируется каждый час, без исключения. Дисциплина правит даже в личной жизни людей, а не только в рабочее время. Даже сфера искусства, где прежде нормой была свобода самовыражения, сейчас подвергается канонам исключительно практических целей. Всё должно приносить пользу, на всём лежит государственная служба.

Удивительно, как писатель в самом начале 20-го века сумел предугадать и в своём роде даже предостеречь идеей романа грядущую эпоху казарменности, категоричного рационализма. В сюжете произведения холодный стальной мир Единого Государства презирает и уничтожает всё живое, непроизвольное, неразумное и неупорядоченное. Больше не существует дыхания природы, птиц, животных и растений. Теперь людьми правят и призваны вдохновлять комфортные машины, усовершенствованные предметы быта, еда, рациональные формулы и пр. Рационализированный мир тщательно оберегаем от любых непредсказуемых отклонений, даже самых мелких и безобидных вроде погнувшегося устаревшего гвоздя, который необходимо извлечь под жестким контролем тяжелой рукой Благодетеля под опытным взором Хранителя. Здесь также действует железная логика тоталитарного режима: «Нужно лечиться уже сейчас, чтобы предостеречь болезнь завтра».

Главному герою романа - номеру Д-503, от лица которого ведётся рассказ посчастливилось испытать здесь абсолютно исключительное чувство любви. Обеспокоившись о своём благополучии, Д-503 тщетно пытается навести в голове прежний искусственный порядок, и вдоволь намучившись, обращается к знакомому врачу, который выносит герою драматический вердикт и ставит диагноз «образования души». Болезнь оказывается неизлечимой. Это стало, пожалуй, кульминационной сценой романа. А на десерт читателю наш рассказчик узнаёт неожиданную весть - его избранница стала участницей подготовки восстания.

В фантастических переплётах диалога между героями мы можем услышать настоящее предзнаменование Замятина, касающееся грядущих перестроек в России. И хоть русский народ искренне полагал, что революция 1917-го года положила финал каким-либо переворотам в стране, опыт будущих десятилетий только подтвердил пророчество писателя.

Заканчивается роман, как нетрудно догадаться, трагично, но однозначно. Нереализованное, прерванное на корню контролирующими силами Государства восстание подводит зрителя к логическому умозаключению - едва ли Единое Государство будет править долговечно.

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→