В. А. Жуковского можно почётно назвать отцом романтической поэзии. Поэт стал одним из основоположников нового направления в слове. Сам литературный романтизм пришёл к нам из Европы.
Произведения Жуковского преисполнены прежде невиданных и незнакомых доселе образов: характерная романтизму нежность прочитывается буквально в каждой строке, стихи наполнены волшебным струящимся настроением, а сам читатель теперь во власти непривычных трепетных чувств, которым отныне дана воля в романтических произведениях.
Решившись на новое веяние в поэзии, Жуковский смело экспериментирует с новыми художественными проявлениями, он открыто и легко выражает прежде скрываемые за литературными рамками ощущения мира.
Не смотря на свежесть и летящую радость сочинений, пейзажные элегии поэта полны печали. Лирический герой через явления природы передает читателю собственное настроение, переживание и чувство грусти. В частности это особенно заметно по двум известным, вдохновлённым самой природой стихотворениям «Море» и «Вечер», последнее из которых стало настоящим кладом в истории литературы. «Вечер» открывает нам новую ступень в области поэзии.
Особенностью элегии «Вечер» стало вкрапление в строки произведения чего-то очень близкого каждому читателю. Автор ласково вплёл в стихотворение частичку из собственной биографии, тем самым привнося с элегию каплю пленительного родства с любым посторонним человеком, даже с тем, кто уверен в своей отчуждённости от мира поэзии. Кроме того «Вечер» ясно иллюстрирует и сам характер автора. В сочинении читаются чаяния, мысли, волнения в тот период жизни Жуковского. В описываемых им местах узнаётся родной край поэта.
Хотя в элегии также просматривается и элемент скорби по ушедшим, благодаря наличию множества прекрасных метафор и эпитетов, стихотворение дарит читателю ощущение гармонии, единства с красочной природой. Неудивительно, что описываемый Жуковским вечер так приятен.
Образец романтики - лирическое стихотворение «Море» особенно тем, что автор роднится со стихией, превращая её в живого равного себе собеседника. Беседуя с морем, герой картины обретает понимание бессмысленности стремления достичь идеала, находясь в чёрствой жестокой реальности.
В разговоре с морем автор идентифицирует его с человеческой душой. Подобны состояниям морской стихии противоречивые чувства человека: безмятежное чистое состояние покоя вмиг способно смениться разыгравшейся тревожной бурей. Также схожа с морем участь людей на земле - она непостоянна и удивительна, как сама жизнь.