Валерий Брюсов – новеллист

Творчество Валерия Брюсова ассоциируется, прежде всего, с поэзией. Его стихотворные произведения внесли большой вклад в организацию поэзии того времени и стали поддержкой для молодых поэтов. Однако творчество Брюсова значительно обширнее, чем может показаться на первый взгляд. Кроме написания стихов он занимался критикой, драматургией, был литературоведом, а так же писал повести и романы. При этом прозаические произведения были ничуть не бледнее, чем стихотворные. Напротив, проза Брюсова поднимала порой несвойственные русской литературе того времени темы.

Главной особенностью прозы Брюсова стал совершенно иной подход к написанию. Автор сам говорил, что он просто не способен писать так, как его предшественники, упоминая Тургенева и Толстого. По мнению автора, писать так, словно ты переставляешь героям руки и ноги для движения – просто смешно. Брюсов искал возможности говорить от себя так же, как он это делал в стихах. К сожалению, русская литература до того времени была не знакома с замыслами автора и он обратился к западноевропейским образцам. Стоит отметить, что он был единственным в своем роде, кто в то время рассматривал новеллы Европы, как пример для подражания.

Благодаря творчеству Валерия Брюсова русская литература получила совершенно новый формат составления прозаических произведений. Автор добился цели и стал составлять произведения в форме дневников, перечней документов и писем, в которых мог говорить сам, не управляя марионетками. Читатели были поражены его новым, свежим взглядом. После чопорных, подробных описаний иных авторов, использование Брюсовым неопределенных мест удивляло. Вместо обыденных проблем он говорил о мелодраматических ситуациях, вместо описания поведения он давал анализ внутреннего мира героев, при этом замечания автора в его произведениях были редкими и сжатыми.

Кроме формы изложения, проза Брюсова касалась ранее не тронутых тем. Особенно необычными были его произведения, говорящие о технологическом прогрессе. Здесь автор видится фантастом – именно ему принадлежит начало рассуждений о восстании машин.

Если в поэзии Брюсова ярко просматривается символизм и декадентство, то в прозе автор отобразил всю пагубность, которую несет в себе стремление быть нетривиальным. На примере главной героини работы «Пустоцвет» изображается вырождение духа и разрушение личности под воздействием декадентства.

Валерий Брюсов работал с прозой еще до революции, и нет возможности сказать о том, какими бы стали его произведения после 1917 года. Тем не менее, прозаические произведения автора значительно обогатили русскую литературу и стали дополнением образа Брюсова, как автора, а так же персонажей его стихов.