Основные настроения поэзии Константина Бальмонта

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»

К. Бальмонт

Бальмонт является одним из столпов Серебряного века. Его творчество является одним из ярчайших, особенно если оценивать его произведения, написанные в первые годы XX столетия. Если ранее Бальмонт передавал в своих произведениях тревожные ноты, предчувствие, что впереди что-то страшное и роковое, то в начале нового века его произведения полны жизни, которую автор хочет в полной мере прочувствовать и передать всю ее многогранность и прелесть.

Все стихотворения Бальмонта отличаются от произведений его коллег особенной мелодичностью, появляется желание каждое стихотворение положить на музыку. Все его творчество полно новых, свежих образов и рифм, ранее не испытанных читателями. Эта свежесть особенно странно и интересно выглядит, вбирая в себя некоторые декадентские наклонности. Так, автор одинаково близко, без разделения на приятное и неприятное, рассматривает возвышенное и низменное. Он воспевает скорпионов, говорит о калеках, о змеях и ящерах.

Константин Бальмонт в своем творчестве чудесным образом улавливал ценность и неповторимость каждого мгновения. Каждый миг был ему ценнее долгих лет: «Только мимолетности я влагаю в стих». Стоит отметить, что особое место в его произведениях выделено Солнцу. Именно Солнце, по мнению автора, являлось той связью, которая объединяет человечество с просторами вселенной.

Константин Бальмонт владел несколькими иностранными языками, что значительно расширило его кругозор. Он интересовался фольклором иных народов, изучал древнюю мифологию и все свои полученные знания использовал в своих стихотворениях, создавая совершенно новую ветвь русской поэзии. Использование Бальмонтом многочисленных замысловатых образов во многом повлияло и укрепило рождение Символизма в целом.

Начало XX века было не спокойным в стране, появлялись декабристы, масоны готовили план свержения монархии. Все это коснулось поэта, и он принимал участие в демонстрациях в защиту нарушителей закона и даже написал стихотворение, в котором создавал образ якобы существующего террора со стороны царя, поддавшись веяниям того времени. Но за такое злодеяния приходится платить, и поэта выслали из северной столицы. Когда же началась революция, Бальмонт с воодушевлением принял этот факт. Уже вскоре он увидел истинное лицо революции и скрывающихся за ее пламенем кукловодов, но поэт не понимал точно, что происходит со страной и лишь когда потекли кровавые реки Гражданской войны, он стал желать скорее контрреволюции.

В более поздних своих произведениях Бальмонт стал проще и яснее. Он чуть ли не прямо говорил о тех вещах, которые ему милы и о тех событиях, которые его беспокоят. Тем не менее, он сохранил свойственное ему умение небрежно бросить строки так, чтобы они застыли блестящим всплеском всегда живых эмоций и чувств. До сих пор творчество является одним из основополагающих поэтических работ Серебряного века.