Драматические события русской истории в творчестве художника В.И.Сурикова.


Государственная Третьяковская галерея – крупнейший всемирно известнейший музей русского искусства. Это гордость Москвы. Это символ культурной жизни  России.

Эта галерея была основана во второй половине XIX века богатым московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он был прогрессивно мыслящим человеком и поставил себе цель – создать общедоступный музей национального искусства и не только радовать красотой зрителей, но и воспитывать широкую публику.

Художники высоко оценили дело Третьякова и считали большой честью, когда он помещал их картины в свой музей.

Сначала картины собирались в доме, затем было построено специальное здание – галерея для всеобщего обозрения (1881 г), а в 1892 году Павел Михайлович осуществил свою мечту - передал художественное собрание вместе со  зданием в дар городу Москва.

Много залов в галерее, но искусство XIX столетия нашло более широкое представление в галерее, потому что в это время жил сам Третьяков и был лично знаком с художниками – передвижниками. Эти художники писали реалистические картины «как бы передвигали свои полотна».

К ним относятся В.В.Верещагин, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.М.Васнецов, И.Н.Крамской, В.И.Суриков.

Сегодня мы постоим у трёх полотен В.И.Сурикова, которые занимают ведущее место в его творчестве. Эти полотна отражают драматические события переломных моментов русской истории. Помогут нам в этом биографы и экскурсоводы.

Василий Иванович Суриков родился в семье потомственных казаков в Сибири, чем  всегда гордился. Суровая сибирская действительность, природа, нравы и обычаи учили стойкости, мужеству. Из рассказов своих близких и земляков художник черпал исторические  были. Его окружали старинные вещи, книги, старые иконы и костюмы. Всё это способствовало раннему пробуждению художественного дарования. В 1869 году Суриков стал учеником Петербургской Академии художеств. Закончил её с золотой медалью.

В 1878 году В.Суриков переезжает в Москву. «Памятники, площади дали мне ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления»

Давно задумал В.Суриков написать картину о жизни Руси начала царствования Петра I.  «Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли. «стрельцы2 у меня в 1878 году начаты были, а закончены в 1881-м».

В.Сурикова “Утро стрелецкой казни».

Реформы Петра, всколыхнувшие Россию, коснулись и преобразования армии. Один за другим поднимались бунты стрельцов, недовольных нововведениями царя – реформатора.  На картине – раннее московское утро казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году. Среды толпы, заполнившей Красную площадь, выделяются стрельцы в белых рубахах смертников, с зажжёнными свечами в руках. Последние минуты перед казнью, минуты предельного душевного напряжения. Художник сталкивает в психологическом противоборстве стрельцов и царя. Стрельцы – это Русь уходящая, а царь Пётр I – новая Русь. Центральное место уделено стрельцам и их близким, а царь как бы в стороне  не на видном месте.

Особенно выделяется рыжебородый бунтарь, в глазах которого лютая ненависть к царю. Здесь происходит поединок взглядов царя и стрельца. Стрельцы – это сильные люди, мужественные, они не покорились царю до самой смерти. Рядом с ними их родные и близкие. Плач и горе можно увидеть и услышать на этой картине. Но и царь силён, сильны его сподвижники. За его плечами стоят преданные ему преображенцы. Они бережно ведут обессилевшего от пыток стрельца. Народ разорван, разобщён. Пётр I ломает народные судьбы на пути европеизации России.

Художник вкладывает в изображаемое событие общегосударственный, общенародный смысл, поэтому он переносит казнь из Преображенской слободы, где она в действительности происходила , на Красную площадь, на Лобное место (центр государственной жизни Руси). Стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленного Собора Василия Блаженного. В архитектуре царит порядок. Это оттеняет  беспорядочное движение толпы. Чувствуется приближение кровопролития. Много красного цвета в одежде стрельцов. Ещё ярче он загорается в соседстве с белым цветом рубах и жёлтым цветом свечей. Народ – главный герой картины. Трагедия народа отражена на лицах и подвижников царя. И в лагере царя нет лиц, которые бы насмешливо смотрели на стрельцов, наоборот, есть сочувствующие. Ужас и безысходность перед тем, что сейчас случится, видны в этой картине.

Картина «Утро стрелецкой казни» произвела на зрителей «впечатление могучее», как писал И.Е.Репин. С этой картины началась слава художника, поставившая его имя рядом с  композитором Мусоргским, гениальным создателем народных драм.

Сразу же после её написания  у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова», но потом, чтобы отдохнуть, начал писать « Меншикова».

Меншиков  - историческая личность, сподвижник Петра, его друг, человек, до конца своей жизни преданный Петру I и его реформам. Но после смерти Петра  Меншикова, как и многих  других соратников Петра, ждала трагедия. Его отстранили от государственных дел из – за низкого происхождения, из-за того, что реформы Петра не всем были по душе. Многие художники уже обращались к личности Меншикова, такие как Н.Ге, И.Репин, но ни у кого из них трагедия исторической личности не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова.

В.Сурикова «Меншиков  в Березове»

Василий Иванович Суриков обращается к подлинному факту истории: сибирской ссылке фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова.

В холодной тёмной избе за чтением Евангелия коротает свои дни когда-то удачливый и всесильный временщик. Его окружают дети: Мария (в прошлом невеста Петра II), сын Александр и младшая дочь Александра. Они отгорожены от мира. Как удалось это показать художнику? Фигуры изображённых людей масштабны по сравнению с низким, тесным пространством избы. Художник объединяет всех членов семьи за стол, за общим, казалось бы, делом. Но если присмотреться внимательнее, то два человека разъединяют этот круг. Отец и старшая дочь Мария смотрят отрешённо куда-то и думают каждый о своём. Они одиноки. Они живут воспоминаниями. У них  нет будущего. Меншиков и Мария умрут в Березове. Младшие дети по воле Елизаветы, дочери Петра I , возвратятся  в столицу.

Трагедия заключается в том, что такой умный, сильный человек вынужден бездельничать, не осуществить свои замыслы. Он большие надежды возлагал на дочь Марию, но его мечтам не суждено было сбыться. В обрисовке этих двух персонажей художник использовал чёрный и серый цвета. Мария сидит в чёрной шубке, которая подчёркивает её хрупкость, бледность её лица. А в глазах – глубокая грусть, печаль.

А вот младшая дочь в цветистом парчовом платье, в нарядной душегрее написана в радостной цветовой гамме. Она золотоволосая. Автор пользуется контрастным сопоставлением персонажей. Художник вводит двойное освещение: тёплый свет лампады и холодный свет зимнего дня, льющийся  из узкого, покрытого льдом окна. Суриков показывает красоту материального мира: прелесть меха, бархата, парчи, стекла.

Картину «Меншиков в Березове»  Третьяков поместил рядом с «Утром стрелецкой казни». Получив за неё большие деньги, В.Суриков отправляется за границу. Он побывал во Франции, Италии, Испании. Он много рисует акварелью. Его интересует всё: архитектура, природ , люди. Но продолжает думать о  «Боярыне Морозовой», делает первые наброски.

XVII век – самый для него притягательный век русской в истории России. Когда – то в детстве услышал Суриков рассказ о неистовой боярыне, принявшей смерть за старую веру. Прежде чем писать эту картину, художник книги историков И.Забелина, В.Ключевского.

В.Сурикова «Боярыня Морозова».

Ранним утром по узкой московской улочке в простых крестьянских розвальнях везут на поругание боярыню Морозову, идущую на смерть за старую веру. Феодосия Прокопьевна Морозова, жена боярина Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича   (отца Петра I), была ярой сподвижницей протопопа Аввакума – идейного руководителя старообрядцев. Исступлённое, иссушенное огнём фанатизма лицо её приковывает внимание зрителя. Глаза горят верой в свою правоту. Рука взметнулась в двуперстном знамении. Рот полуоткрыт. Она, идя на смерть, продолжает убеждать людей в своей вере. Весь её облик полон духовной силы. Её чёрные бархатные одежды разметались, они придают ей значительность. В картине контраст белого и чёрного. На полотне изображён московский люд того времени. Боярыня господствует над толпой. Люди по – разному реагируют на неё.

Сидящий на снегу в жалком рубище юродивый, возможно,  из тех, кого она призревала в своём доме, открыто отвечает на призыв  боярыни двуперстным знамением.

Полны сострадания и странник со старообрядческим посохом в руках, пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (жемчуг в народной поэзии – это слёзы). Низко склонилась боярышня  в золотом платке и вине- голубой шубке. В боярышне душевная кротость и стойкость.  Не случайно художник сопоставляет её с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви. Цвет платка и наклон головы соответствуют иконе. Особенно удались Сурикову женские персонажи. Они разные. Но в них раскрыты национальные черты характера русской  женщины: доброта, отзывчивость к человеческим страданиям, душевная мягкость и вместе с тем жизненная стойкость, готовность пойти на подвиг. Главное – показать великое множество человеческих чувств и переживаний.

Белый снег. Пасмурное небо. Голубовато –серебристый воздух зимнего дня как бы смягчает пестроту толпы.

Очень долго художник искал образ Морозовой.  «Я на картине сперва толпу написал, а её после. И как ни напишу её лицо - толпа бьёт. Ведь сколько времени я его искал. Всё мелко было, терялось в толпе. И вот приехала к нам начётчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал этюд в садике в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила».

«Боярыня Морозова» - вершина творчества Сурикова. Он вошёл в русское искусство как великий исторический живописец. Его творчество стало школой для многих поколений художников.

Художник жил в начале XX века, а писал картины о XVII веке, но ни у кого не возникало сомнений, что автор чего - то не знает о прошлом: настолько мастерски он  передал события тех лет, людей, дух того времени. Суриков сам жил в переломное время. Назревала революция 1917 года.  Это было смутное время. Чтобы разобраться в нём, художник заглянул в прошлое России. Такие картины  современны, потому что человек всегда будет соотносить настоящее с прошлым, чтобы извлекать уроки и не повторять ошибок.

Искусство облагораживает человека, делает его умнее, добрее, обогащает духовно. Знакомство с художником – это прикосновение к его душе, к его чувствам, мыслям. Изучая творчество художников, вы познаёте историю и культуру своего народа.

 

Мухаматрахимова Т.А.

 

 

 

 

 

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→