Любовная лирика Пушкина исполнена нежных и светлых чувств к женщине. Герой лирики Пушкина прекрасен во всем — ибо честен и требователен к себе. Его отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства. Тема любви отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Храни меня, мой талисман...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Сожженное письмо» и др.
"И жизнь, и слезы, и любовь..." - так разнообразны чувства, о которых пишет А.С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Действительно, понимание и отношение к этому удивительному состоянию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.
Как меняется чувство любви в лирике Пушкина?
В Лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание. В стихотворении "Желание" он пишет:
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, и о пусть умру любя?
В период южной ссылки любовь ассоциируется у поэта со стихией жизни, природы, уподобляется вдохновению творчества.
1825 год ознаменован написанием двух прекрасных стихотворений о любви - "Сожженное письмо" и "К***"("Я помню чудное мгновенье"). Оба эти произведения представляют любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.
Почему любовь Пушкин называет "чудным мгновением"? При всей хрупкости ее облика ("мимолетное виденье", "голос нежный") любовь оказывается не убитой ни томлениями "грусти безнадежной", ни "тревогами шумной суеты". Пушкин специально использует двойные усиления эпитетов, которые помогают передать тяжесть обстоятельств, внешних и внутренних, противостоящих любви, но не стирающих ее. Однако время, бури века оттесняют любовь, ведут к ее забвенью. Построенное на повторениях стихотворение как бы подчеркивает это удаление: "милые черты" становятся "небесными". Безжизненность ссылки, "мрак заточенья", казалось бы, должны убить человека, его память. Но любовь воскресает снова и ведет к чувствам, неизмеримо более сильным, чем прежде. Не "томленья грусти безнадежной", а "упоенье" полнотой жизни приходит к поэту. Мгновенье оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее мятежного порыва бурь. И в этом для Пушкина чудо любви, с которой вместе "воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы..."
Нельзя не остановиться и еще на одном стихотворении поэта, которое называется по первой строчке "Я вас любил..." В этом стихотворении поэт открывает всю глубину и тайну любви.
Давайте вслед за поэтом вчитаемся в строчки стихотворения:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Чувство любви еще живет в душе лирического героя, но он не хочет причинять боль и страдание возлюбленной, не найдя ответа на свои чувства в ее сердце. Нет ни упреков, ни мольбы, нет попыток вызвать к себе жалость или сочувствие. Поэт просто прощается со своей возлюбленной:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последних строчках этого стихотворения звучит столько душевной силы, так трогательно пожелание испытать настоящую любовь.
Пушкину удалось в таком маленьком стихотворении подняться до огромной высоты понимания истинности любви человеческой, той любви, которая умеет прощать, которая не знает упреков и обвинений, которую отличает благородство и бескорыстие. Это та любовь, которой мечтает каждый смертный. Это любовь, дающая силы и поднимающая человека.
На протяжении всей своей жизни и своего творчества Пушкин менял свое представление о любви. Его лирический герой проходит от любви-страдания до любви - самопожертвования, которая лишь одна способна сделать человека поистине счастливым.
В стихах любовной лирики Пушкин прославляет любовь, как светлое человеческое чувство. Загадочность его стихов — в их полной безыскусственности, обнаженной простоте и в то же время невероятной емкости и глубине человеческого эмоционального содержания. Поражает свойственное очень немногим бескорыстие любовного чувства, искреннее желание не просто счастья не любящей автора женщине, но новой, счастливой любви для нее.
Гармоничными и музыкальными делают стихи Пушкина точные, простые рифмы, отсутствие переносов, совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложений со стихотворной строкой.