Тема любви – основная тема в творчестве А.И.Куприна. Она отражена в таких произведениях, как: «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»… Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видит, что человек в современном ему мире, измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.
Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые обществом нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.
А.И.Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент встречи Олеси с Иваном Тимофеевичем, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А.И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания « быть вместе» с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на « смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.
Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.
В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: « Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз- причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщине. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ « дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолировано от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.
Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь – это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.
«Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства» – эти слова Куприна можно поставить эпиграфом ко всему его творчеству, посвященному теме любви. У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Герои Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.
Любовь – заветная тема для Куприна, он приравнивает это чувство к высокому искусству. в творчестве писателя оно нашло воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. О любви Куприн размышлял сам, заставлял говорить и думать своих героев. О ней он пишет в лирический и патетических тонах, нежных и исступленных, гневных и благословляющих. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создает образы, удивительные по красоте и силе примера идеальной любви. Автор наделяет своих героев способностью любить чисто и бескорыстно, но они не находят в этом счастья и понимания окружающих.
Одним из примеров темы любви в произведениях Куприна является рассказ «Гранатовый браслет». В основе сюжета лежит курьезный случай из жизни, единственное, что было изменено, это финал.
В рассказе Куприн поведал историю о том, как мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек влюбляется в княгиню безнадежно, беззаветно, безответно, но он и не требует ничего взамен. Любовь для телеграфиста Желткова становится великим счастьем и великой трагедией. Для него не существует ничего, кроме любви, которая расширяется до размеров целого мира, «заключает весь смысл жизни – всю Вселенную!», и которую он готов унести в мир иной. Она настолько велика, что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Трагедия рассказа не только в том, что Желтков влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность.
Единственным человеком, кроме самого Желткова, способным по-настоящему чувствовать и знавшим, что такое настоящая любовь, был престарелый генерал Аносов. За свою довольно долгую жизнь он успел многое повидать, многое понять и сделать для себя выводы. Одним из первых его опытов была неудачная женитьба, потом – мимолетное увлечение в Бухаресте. Кроме того, у него есть еще много примеров того, на что одни способны ради любви, и как этим пользуются те, для кого нет ничего святого в этом чистом и светлом чувстве. Самое ужасное, что первых во много раз меньше, чем вторых. А значит, вывод неутешительный: «А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» Еще он верил, что если к человеку пришла настоящая любовь, то ее ни в коем случае нельзя пропустить.
Без любимой женщины Желткову незачем больше жить. Он решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не причинять ей беспокойства своим существованием, он жертвует собой во имя ее счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Смерть не страшна
герою, его любовь сильнее. Он никогда не был близко знаком с Верой Шеиной, но любовь к ней всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы, она способна преодолеть любое расстояние.
Однако сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не способна понять, что «ее жизненный путь пресекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создал рассказ не о зарождении любви Веры, а именно о ее пробуждении ото сна. Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь героини взволнованное ожидание, некоторое беспокойство. Все происходящее далее обостряет сознание исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Бетховенская соната как бы доносит до героини его потрясение, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание. Даже муж Веры признал, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души».
Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но со смертью героя не заканчивается всевластная любовь. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.
Имя героини Куприн выбирает не случайно – Вера. Вера остается в этом суетном мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Остается также вера в то, что Желтков был не единственным человеком, наделенным таким неземным чувством.
Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Желтков благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысив его, маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную со словами «Да святится имя твое». В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.