Поиск смысла поэтического творчества занимал многих поэтов на протяжении всей истории литературы. Размышляли о назначении поэта и поэзии Ломоносов, Державин, Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, поэты серебряного века.
В творчестве А. С. Пушкина эта тема, представление о целях поэтического искусства и месте поэта, занимает особое место и проходит через все его творчество, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.
Обратимся к наиболее известным стихотворениям П., посвященным размышлениям на эту тему.
В своем первом печатном произведении, послании «К другу стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:
Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…
Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набить сундуки.
Лачужка под землей, высоки чердаки –
Вот пышны их дворцы, великолепны залы…
Их жизнь – ряд горестей…
Пушкину – лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца» («К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815), и мил образ вольнолюбивого поэта – мыслителя, огненно – сурового обличителя пороков:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок…
В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии.
Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения, поэт, говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:
Наш век торговли; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
И книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую ему предлагает продавец:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Пушкин рассматривает свой труд – поэзию не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» – поэт отвечает «Свободу». Постепенно приходит понимание того, сто никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония дает человеку почувствовать себя независимым.
Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в 1826 после расправы с декабристами. Библейская легенда лишь в общем своем значении отражена в стихотворении. Пушкинский герой не осквернен язвами нечистого общества, не угнетен ими. Побуждение его, превращение в пророка подготовлены его состоянием ("«духовной жаждою томим»).
Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: :Глаголом жечь сердца людей».очищать этот мир от скверны невозможно без страданий. Поэт – избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу.
Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, кот. В действиях своих энергичен и стремителен. Если поэт говорит о серафиме, что тот «шестикрылый», что он явился, то страдательная конструкция («влачился», «томим»), характеризующая состояние путника, подчеркивает состояние его души – опустошение, бессилие. Путник не только бессилен, но и путь его бесцелен. шестикрылый серафим является на перепутье, как спасение от незнания, куда идти. Действия серафима вначале описаны как осторожные, бережные. («перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он»). Но последствия этих прикосновений исполнены боли и драматизма:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной девицы.
Зоркость рождает напряжение: уши «наполнил шум и звон». Так начинается страдание, когда в человека входит весь мир, как бы разрывая его многозвучностью. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы, он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь.
Процесс преображения человека есть рождение поэта. «отверзлись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца – «угль, пылающий огнем». Для человека теперь нет тайн, он открыт всему, и это прекрасно и страшно в одно и то же время. Но м этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужно отрешиться от трепетного чувства, от сердца, сочувствующего и жалеющего, от нежности и страха. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чутко слышит и видит. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.
Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин пишет стихотворение «Эхо» (1831), занимающее особое место среди стихотворений этого периода. Здесь душа поэта остается наедине с миром, представленным разнообразно, но в целом. Поэт сравнивает себя с эхом. Оно откликается на все звуки жизни, как и поэт, оно влюблено в мир:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Финал стихотворения неожиданно трагичен: связь с миром обрывается, мир не шлет отзыва на поэтическое эхо. Но в этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва». Для поэта главное – служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».
Об этом же напишет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836):
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, т. к. она ближе к Богу:
Веленью Божию, о муза, будь послушна.
Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
Тема поэта и поэзии занимает огромное место во всем творчестве А.С. Пушкина. В течение всей жизни поэта менялись его взгляды на творчество, мировоззрение. Одним из главных мотивов всегда оставалось то, что поэт должен быть свободен, и ничто не должно мешать ему свободно выражать свои мысли в стихах, показывать таким образом пороки общества и недостатки существующего государственного устройства..
Несмотря ни на что, Пушкин верил в признание поэтического творчества, в то, что память о нем как о поэте останется надолго. Об этом он пишет, как в завещании, в стихотворении «Памятник». Секрет признания поэта состоит в том, что муза должна служить для пробуждения «чувств добрых», для прославления свободы.