«Слово о полку Игореве» - призыв к объединению Русской земли».

 

 

«Слово о полку Игореве» - прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти  и уважения».

В. Г. Белинский

 

«Слово о полку Игореве» - удивительный памятник Древней Руси.

800 лет отделяют нас от той поры, когда Новгород-Северский князь Игорь Святославович решил самостоятельно совершить поход в Дикой поле, как пращуры некогда называли южные степи, где бродили половцы, совершая разбойничьи набеги на города и веси. Этот поход не был удачным. Войско, оказавшись в земле Незнаемой, страдало от безводья; выиграв первую схватку, Игорь Святославович потерпел поражение; его отважных витязей перебили, полегло почти все «хороброе гнездо»; раненый князь вместе с близкими ему дружинниками оказался в тягостном и позорном плену. Событие имело драматические последствия для юго-восточных русских земель; но о нем едва ли бы долго потомки помнили,- слишком многое повидали на своем веку Киев, Новгород, Чернигов, Владимир Залесский… Не раз на протяжении веков темнели от людской крови Днепр, Волга, Дон, Клязьма. Крупнейшие события запечатлевались историей, оставив, как след в памяти, одну-две летописные строки. Игорю Святославичу невероятно повезло, - его образ оказался запечатленным в замечательном лироэпическом творении XII столетия – в «Слове о полку Игореве».

В основе «Слово о полку игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Однако автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба. Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил Владимир Мономах князьям, - мы не прекратим междоусобиц… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». Мнение автора «Слова» схоже с Вл. Мономахом, не случайно автор призывает прийти на помощь Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и владимиро-суздальского князя Всеволода Большое гнездо. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц – войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.

Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей все «Слово». Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображенных в «Слове», она определяет композицию произведения, его язык.

Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах, делает участниками событий разных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не остаются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах произведения. Призывая к единению, автор также говорит, что природа этого желает, только после объединения может быть достигнут мир, и люди вместо войн будут любоваться этой природой.

Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.

Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь – храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – солнечное  затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Но, несмотря на все эти благородные качества, Игорь, возможно, несколько эгоистичен, ибо стремиться помимо защиты Родины еще к одной цели – славе себе и своей дружине. Поэтому Игорь не просит помощи у других княжеств, идет на Половцев с одною лишь дружиною и претерпевает поражение, даже попав в позорный плен. Князь Игорь в произведении своеобразный антипример, демонстрирующий то, что может произойти со всей Русью, если не объединиться и не напасть на половцев объединенною дружиною.

Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этим приемом автор подчеркивает народность Ярославны. В целом, этот образ можно рассматривать и как символ русской земли, родины, матери, любви – так много в себе объединяет образ этой русской княгини. Ее устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с ее мужем. Для Ярославны поражение русских воинов – большое личное несчастье, и, так как княгиня -  собирательный образ всех русских женщин, их плач это ее «плач».

Нельзя не сказать и еще об одном герое «Слова» - Святославе, который произносит свое «златое слово». Оно выражает основную идею произведения, в этом слове Святослава живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь.

Интересным может стать наблюдение за «характером» Русской земли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко. Доброта и надежда на светлое будущее для автора – основа отношения к миру.

«Слово о полку Игореве» - это не воинская повесть в смысле этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории.

 

Билет 1 Вопрос 2 «Тема любви в поэзии И. А. Бунина». (На примере 1-го рассказа)

 

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники  слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что- то неповторимое, индивидуальное в этой теме. У Бунина любовь не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

Цикл рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» создавался в эмиграционные годы с 1938 по 1949 в очень тяжелое и драматичное для писателя время (Вторая Мировая Война и расставание со своей последней музой, Галиной Кузнецовой). Бунин, будучи уже старым человеком, снова и снова переживает в своих воспоминаниях любовь в очень разных, порой странных проявлениях. Сам Бунин так говорит об этой книге: «Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагичности и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни»

В «Темных аллеях» Бунин воспевает любовь во всех её проявлениях: когда она остается неузнанной; когда она чуть теплится, но не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Любовь в произведениях писателя не терпит длительности, так как, чтобы она не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок.

«Натали» - это рассказ из цикла «Темные аллеи» о роковой любви, которая преследовала героя на протяжении всей жизни.

Герой рассказа приезжает в имение своего дяди с четким намерением, он хочет «нарушить свою чистоту, искать любви без романтики». И такую любовь дает ему его кузина Соня, в которую он когда- то был влюблен. Однако, познакомившись с Натали, молодой человек уже не может забыть эту девушку с «золотыми» волосами и глазами как «черные солнца».

Соня и Натали – два совершенно противоположных человека. Несмотря на то, что девушки одного возраста, Соню Виталий сравнивает с «только что вышедшей замуж молодой женщиной», Натали же «казалась чуть не подростком». Отношение героя к обеим девушкам также различно. Молодого человека терзают противоречивые чувства, он «всё дивился, ужасался: за что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней».

Однако, Бунин ясно дает понять, что настоящая любовь бывает только раз в жизни, и у Виталия эта любовь именно к Натали, «одна мысль, о которой уже охватывает его таким чистым любовным восторгом…» Уехав из имения, молодой человек не вспоминает о своей страсти к Соне, о минутах, проведенных с ней, а Натали не может забыть, помнит о ней, и любовь к этой девушке живет в течение всей жизни.

Через много лет влюбленные снова встречаются уже другими, взрослыми людьми, многое изменилось в их жизни, осталось прежним только одно – их неугасающая любовь друг к другу. Они полностью отдаются своему искреннему чувству, наслаждаясь теми недолгими мгновениями счастья, которые подарила им судьба.

Любовь в изображении Бунина всегда трагична, у нее нет будущего. Но, несмотря на это, писатель глубоко убежден, что любовь – это величайшее счастье в жизни. Бунин пишет: «…разве бывает несчастная любовь?...разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Любовь в понимании писателя – это таинственная стихия, ослепительная вспышка, озаряющая жизнь человека и наполняющая ее новым особым смыслом.


«Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии».

Юлий Айхенвальд

 

Мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.

 

Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляется томящее писателя противоречие: прелесть, мощь жизни – и обреченность краткость ее. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный удар (один из рассказов так и называется – «Солнечный удар», 1925), но никогда прочной и долгой. Мелькнуло блаженство, и потянулась прежняя жизнь, теперь, после счастья, вдвойне невыносимая. Герои и героини Бунина гибнут («Дело корнета Елагина», 1925, «Дубки», 1943), изменяют любимым («Ворон», «Пароход «Саратов», 1944), теряют возлюбленных на войне («Холодная осень», 1944), внезапно уходят в монастырь («Чистый понедельник», 1944)… Так или иначе, у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает и губит героев искусственно, хотя за этими неизменно мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти, настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.

Советские подростки 60-70-х гг. зачитывались Буниным: их поражала та мера откровенности, с которой писатель говорит о любви, в том числе и о темной, порой неизменной ее стороне. «Разность горячих и прохладных мест ее тела потрясала больше всего» - эта фраза из последней части «Жизни Арсеньева» знаменует новую степень достоверности и точности в описании эротического переживания. Сознание, не привыкшее к изображению любви физической, иногда воспринимало художественную смелость как порнографию. Сам Бунин не отрицал, что в некоторых его рассказах есть «откровенные места». И устами одного из своих героев ответил на обвинения блюстителей морали: «Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена представлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое в прекрасном или ужасном».

В 1943 г. Бунин опубликовал первое издание книги рассказов о любви «Темные аллеи» (которая вышла в США с помощью его друзей). Он писал эту книгу в тяжелейшее время фашистской оккупации, фактически на грани гибели, и, быть может, оттого очарование любви в ней так смертельно, так остро. Всякое обладание иллюзорно, в том числе и любовное. Прелесть земли тем и мучительна, что мимолетна; закат не унесешь с собой; вечной любви не может быть хотя бы  потому, что невозможно жить вечно. Единственное, что удается вырвать у смерти и хаоса, - слово: в нем Бунин запечатлел то, что постоянно ускользает в жизни.

Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.

Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви. Рассказ «Темные аллеи», давший название циклу, написан в 1938 году.

Сюжет рассказа основан на встрече героев после тридцатилетней разлуки. Главная героиня – бывшая крепостная крестьянка Надежда. Хозяева дали ей вольную, она смогла устроиться в жизни (стала хозяйкой казенной почтовой станции), благодаря своему умению «хозяйствовать» и уму («Баба – ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост дает»). Она красивая, несмотря на свой возраст. Надежда так и не вышла замуж. Причина этого – ее любовь к Николаю Алексеевичу.

Николай Алексеевич – дворянин, пренебрежительно относящийся к низшему сословию, военный, сделавший хорошую карьеру. Личная жизнь героя не сложилась: жена, которую он «без памяти любил», «оскорбительно» бросила его; сын, которого он обожал, на которого возлагал все надежды, «вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»

В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить». Продолжая любить, она не могла простить ему предательства.

Герои расстаются и во второй раз – навсегда. И страшно звучат слова Надежды о том, что нет в ее сердце прощения за то зло и несчастье, которое она пережила столько лет назад.

Николай Алексеевич, как и большинство героев-мужчин И. А. Бунина, слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь. Он считает отношения с Надеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.

В небольшом лирическом рассказе практически отсутствует сюжет. Все повествование «держится» на описании чувств героев. При этом сам автор остается как бы в стороне – нет его отношения ни к поступкам героев, ни сочувствия их состоянию. Бунин не поучает читателя, не читает нотаций. Каждый читатель пытается все понять и решить для себя сам.

Образ любви в творчестве Бунина  - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и Мире» Л. Н. Толстого, не было восторженного, неприязненного отношения к женскому началу, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

 

Написать комментарий

*  

Защитный код
Обновить
→