Исторический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Рыцарство

Рыцарство — значение в историческом словаре:

Рыцарство — социальная категория в странах Западной и Центральной Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов. Принадлежность к рыцарству обычно совпадала с включением рыцаря в иерархию вассалитета и с наличием у него земельного феода. Подавление внутренних междоусобиц, захватнические экспедиции в другие страны (например, Крестовые походы) — всё это занимало очень важное место в социальной деятельности рыцарства. Поэтому для включения в состав рыцарства было необходимо материальное благосостояние, чтобы обеспечить приобретение дорогого рыцарского вооружения (боевого коня, меча, щита, шлема и т.д.), а также хорошие физическая подготовка и закалка, обязательные в тяжеловооружённом конном войске (ведь вес полной боевой выкладки рыцаря достигал 50 кг). Посвящение в рыцари оформлялось особой процедурой, которая в своём сложившемся виде включала: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символический удар рукой или плоской стороной меча по плечу (выполнялось старшим сеньором в присутствии его вассалов); демонстрацию воинской выучки вновь посвящаемого, а также его клятву перед священником соблюдать требования рыцарской чести. Для рыцаря считались обязательными: верность сеньору, храбрость, презрение к опасности и любым тяготам, готовность защищать христианскую церковь и её служителей, оказывать помощь сирым или немощным членам рыцарских фамилий; рыцарю должны быть чужды скупость и расчётливость. Для поддержания высокого уровня военной выучки рыцарей устраивались турниры, которые одновременно способствовали распространению в обществе рыцарских идеалов. Характерной чертой сложившегося рыцарства был так называемый культ дамы — поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространение культа дамы было вызвано, с одной стороны, обеднением части рыцарей, стремлением поправить свои дела выгодными браками, с другой — неудовлетворённостью аскетизмом христианской морали.