А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Оболенский Леонид ЕгоровичОболенский Леонид Егорович — родословная в биографическом словаре: Оболенский, Леонид Егорович - писатель (1845 - 1906). Слушал лекции в Санкт-Петербургском университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, затем в Московском университете по юридическим наукам и по философии. В 1866 г. за близость к некоторым каракозовцам был выслан из столицы. В 1878 г. совместно с профессором Вагнером начал издавать журнал "Свет". С 1881 г. программа журнала, переименованного в "Мысль", становится шире. В 1883 г. Оболенский приобретает в собственность "Русское Богатство" и издает его до 1891 г.; позже сотрудничает в "Новостях", "Одесском Листке" и "Новом Слове"(редактор С.Н. Кривенко ), а также занимается редактированием переводов целого ряда сочинений по философии (Фулье, Селли, Кирхман, Маудсли, Тард, Гефдинг). Писал романы и повести под псевдонимом М. Красов. Много писал и критических статей в "Мысли". Сам Оболенский, по-видимому, считал свои философские статьи самой важной частью своей литературной деятельности. По мнению Оболенского, этика воздвигается на психологической основе. Первичные чувствования боли, путем сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности. Существует альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи, в силу которого при одинаковых условиях получаются однородные субъективные состояния. На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая параллельно с сознанием сходства с другими. Внеопытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения. Первичный альтруизм - то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это - сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а ее проявление для нас. Симпатия - голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога. В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном - только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого. - Многочисленные философские статьи Оболенского, появившиеся до 1890 г. включительно, перечислены в приложении к русскому переводу "Истории новой философии" Ибервега-Гейнце, стр. 559 сл.; в 1891 и 1892 годах они отмечались в библиографических перечнях журнала "Вопросы философии", в 1893 и 1894 годах - в "Философском Ежегоднике" за эти годы.
|
|
|