Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Найденов

Найденов — родословная в биографическом словаре:

Найденов - псевдоним талантливого драматурга Сергея Александровича Алексеева. Родился в 1869 году в московской купеческой семье. Обратил на себя всеобщее внимание в 1901 году пьесой "Дети Ванюшина". Из позднейших пьес пользуются известностью "Богатый человек" и "Авдотьина жизнь" (напечатаны в IV сборнике "Знания", 1905). Первый том "Пьес" Н. издан "Знанием" в 1904 году, второй - в 1911 году. Н. - почти исключительно бытописатель купеческой жизни. Он изображает ее, прежде всего, в тех остатках и пережитках "темного царства", которые заметно исчезают, но не исчезли еще окончательно (действующие лица в "Детях Ванюшина", в значительной мере "Авдотьина жизнь"). Автор распознает старые черты и в новейшем Кит Китыче - "культурном дикаре" Купоросове ("Богатый человек"). Он умеет подняться над простым изображением быта, который у него является только фоном для разрешения более общих проблем. Охотнее всего Н. останавливается на двух темах - разложении семьи и чувстве одиночества. Яркая картина разложения семьи старого уклада составляет главный интерес "Детей Ванюшина". Положение здесь тем более трагическое, что источник разлада - вовсе не в эгоистически - грубом самодурстве, служившем основою полускотской психологии Кит Китычей в комедиях Островского . Старый купец Ванюшин - по-своему добрый человек, искренно заботящийся о благе семьи и столь же искренно убежденный, что ведет ее по правильному пути. Поэтому сознание разлада, когда он окончательно выяснился, его совершенно подкашивает: он не выносит своего одиночества и лишает себя жизни. Анализ разнообразных форм одиночества проходит и через все остальные пьесы Н. Как отражение общественной психологии, пьесы Н. в значительной степени примыкают к "Чеховской" ноющей, тоскующей, безвольной и бесхарактерной России. В этом отношении особенно характерна "Авдотьина жизнь", где стремящаяся к свету и осмысленной жизни героиня, быстро капитулирует пред силою обыденщины. В первой и лучшей пьесе Н. определенно чувствуется, однако, прилив бодрости. В "Детях Ванюшина" старый уклад осужден жизнью безусловно, и смерть Ванюшина является символом того, что старое окончательно идет на смарку. С. Венгеров.