А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Лазарь (старообрядческий учитель)Лазарь (старообрядческий учитель) — родословная в биографическом словаре: Лазарь - известный старообрядческий учитель. Священник города Романова, Лазарь входил в кружок ревнителей старины (Стефан Вонифатьев , Аввакум , Тропов и другие). Будучи прекрасным начетчиком, Лазарь, по словам Семена Денисова ("Виноград Российский"), "начал свободным языком проповедывать древле-церковное благочестие и изобличать Никонова новшества", за что был сослан в Тобольск. Оттуда, незадолго до приезда восточных патриархов, его вновь потребовали в Москву. Около этого времени он составил свою "Челобитную" царю Алексею Михайловичу , переданную в 1666 г. собору, который ее осудил, а Лазаря предал в 1667 г. анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг. Лазарь не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык и сослали в Пустозерский острог. Здесь он написал два сочинения: "Щит православия" (1675) и "Духовное дело святейшего патриарха". Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Лазарь был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием, в 1681 г. Сочинения Лазаря указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинений Аввакума и Авраамия большей сдержанностью и терпимостью. Главная их черта - мистицизм. - Ср. Александр Бровкович "Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками" (1874); М. Юркевич "Поп Лазарь-расколоучитель" ("Кишиневские Епархиальные Ведомости", 1874, № 21); В. Дружинин "Писания русских старообрядцев" (СПб., 1912); Я. Барсуков "Памятники первых лет русского старообрядчества" (СПб., 1912); Н. Каптерев "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов" (издание 2-е, Сергиев Посад, 1913); его же "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович" (т. I - II).
|
|
|