Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Асенковы

Асенковы — родословная в биографическом словаре:

Асенковы, известные актрисы. Старшая, Александра Егоровна А., родилась в 1796 году, воспитывалась в театральном училище; дебютировала в 1814 году в комедии "Марфа и Угар" и имела успех. По свидетельству современников, она пленительно играла кокеток и служанок в высокой комедии, а также роли старых дев, сварливых старух и бойких барынь в комедии и водевиле; особенно была неподражаема в ролях субреток (Дорина в "Тартюфе", Сусанна в "Свадьбе Фигаро"). Умерла в 1860-х годах. - Ее дочь, Варвара Николаевна А., родилась в 1817 году. Предназначенная родными для артистической карьеры, она не скоро обнаружила дарование. Нехотя училась она в театральной школе, где ее считали почти совершенно непригодной для сцены; нехотя брала уроки у Сосницкого и с тем же равнодушием вступила на сцену, видя в этом, по словам матери, лишь средство помогать обедневшей семье. Но вскоре талант ее развернулся во всей силе, и она страстно привязалась к театру. Время деятельности А. было эпохой господства водевиля; порой весь спектакль состоял из трех-четырех одноактных шуток. Водевили, в громадном большинстве случаев, были или просто переводом, или переделкой иностранных пьес на русские нравы. Трудно было поэтому в ту пору работать актерам, лишенным материала для непосредственных жизненных наблюдений. От них требовался не юмор типического изображения, а только веселость непринужденной буффонады. Именно этим качеством и отличалась А. Грациозная, миловидная, с лукавой улыбкой на устах, она при самом выходе своем на сцену умела заражать зрительный зал беспечным весельем. Дебютировала А. в январе 1835 года, исполнив в бенефисе своего учителя, Сосницкого, роль одалиски Роксаланы в комедии Фавара: "Солиман II, или Три султанши". Успех ее определился с первого спектакля. Особенно шумно принимали ее в ролях с переодеванием. Пьесы "Гусарская стоянка", "Полковник старых времен" и "Пятнадцатилетний король", где она играла роли юнкера Лелева, маркиза Юлия де Креки и Карла II, не сходили в то время с репертуара, вызывая общий восторг. Правда, Белинский был не вполне на стороне артистки. Хотя он и писал в одной из рецензий: "Слухи об очаровательности госпожи Асенковой меня не обманули", но затем он суммировал свое впечатление словами: "В "Полковнике старых времен" госпожа Асенкова в длинных ботфортах, мундире и прочем. Действительно, она играет столько же восхитительно, сколько и усладительно, - словом, очаровывает душу и зрение... Я был вполне восхищен и очарован, но отчего-то вдруг мне стал тяжело и грустно". Можно думать, что эти слова относятся более к жанру, чем к исполнительнице; ведь критика не удовлетворял и знаменитый буфф Живокини. Взгляд Белинского на А. совершенно не разделял Некрасов , посвятивший памяти артистки задушевное стихотворение целых 12 лет после ее смерти. Очень хороша была А. и в серьезных комических ролях. В "Ревизоре" она создала роль Марьи Антоновны, в "Горе от ума" с равным успехом играла Софью и Наталью Дмитриевну, в "Школе Женщин" - Агнесу. Менее удачны были выступления А. в драматических ролях: тут она знала не только триумфы, но и поражения. Прекрасно справившись с ролями Параши в "Параше Сибирячке", Мальвины в "Эсмеральде", Вероники в "Уголино", она была не вполне удачной Офелией. В общем об А. осталась память как о несравненной водевильной актрисе, достойной партнерше увлекательно веселого Дюра . "Водевиль, Дюр и Асенкова - три предмета, которых невозможно представить один без другого", - писал в некрологе о ней критик "Северной Пчелы". Умерла А. в 1841 году, прослужив на сцене всего шесть лет. - Ср. "Ежегодник Императорских театров", сезон 1895 - 1896 года, книга 2, и статью Беляева : "1840 год" ("Театр и Искусство" за 1899 год). Н. Д-в.