Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Карпов Василий Николаевич

Карпов Василий Николаевич — родословная в биографическом словаре:

Карпов, Василий Николаевич - философ (1798 - 1867). Окончил курс в Киевской духовной академии; преподавал философию в духовных академиях Киевской и Петербургской. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (Санкт-Петербург, 1841 и 1863 - 79), Карпов выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Основание для философии, по мнению Карпова, дает сознание. Положение: я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира - духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе - безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух - чистая свобода, природа - слепая необходимость. Дух есть Бог, природа - Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, - ни ведущими, ни неведущими, но познающими, - ни чисто свободными, ни необходимыми, но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верой, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию от Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, требующему, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собой, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит в определении места, значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Главные сочинения Карпова: "Введение в философию" (Санкт-Петербург, 1840); "Взгляд на движение философии в мире христианства и на причины различных ее направлений" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1836, часть 92); "Систематическое изложение логики" (Санкт-Петербург, 1836); "Философский рационализм новейшего времени" ("Христианское Чтение", 1860, книга 3, 4, 5, 6, 12); "Вступительная лекция в психологию" ("Христианское Чтение", 1868, книга 2). - См. статья Т.В. Варсова и другие в "Христианском Чтении" (1898, том I). - См. о нем: Т.В. Барсов, "В.Н. Карпов, как профессор" ("Христианское Чтение", 1898, I); Серебряников, "В.Н. Карпов, как психолог" (ib.); А.П. Высокоостровский, "Покойный профессор Карпов, как почитатель сократо-платоновой философии" (ib., 1893, I) и "Об общем характере логики Карпова" (ib., 1898, I); Д.П. Миртов, "Заслуги В.Н. Карпова для русской философской мысли" (ib.).