Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Арнольд Юрий Карлович

Арнольд Юрий Карлович — родословная в биографическом словаре:

Арнольд, Юрий Карлович, композитор и музыкальный теоретик (1811 - 98). Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки (фортепиано) у А.И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна "Die Schopfung". В 1831 году поступил в Стародубский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа. По выходе в отставку А. занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О.К. Гунке. В 1835 году появилось в печати первое сочинение А. - романс "Вечерний звон" (Козлов). В 1836 году он написал оперу "Цыганка" на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М.И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера "Цыганка"). В 1839 году выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с балладой "Светлана" (текст Жуковского ). В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году А. познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842 - 60 годов А. написал (на собственное немецкое либретто) трехактную оперу "Нидия" или "Последний день Помпеи". Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта А. "Der Invalid", а в следующем году - оперетта "Клад" или "За Богом молитва, за царем служба - не пропадают"; впоследствии А. написал к ней другой текст и переименовал в "Ночь на Ивана Купала". В 1860 году А. написал увертюру к "Борису Годунову" Пушкина , в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны "Русская баллада" и "Как у всех-то людей" (слова Мея ). В области церковной музыки А. написал "Литургию св. Иоанна Златоуста" (Приложение к журналу "Музыка и Пение"). Большая часть музыкальных сочинений А. осталась не изданной. Как композитор, А. не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки - с другой. Его литературные произведения: драма "Kunstlerleben" (1852), поставленная в СПб. в 1854 году; трагедия "Andreas Brunau" (1855), шедшая с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году; поэма "Август". А. сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как театральный критик ("Муз. Театрального Вестника", 1850), то как писатель о музыке (в "Московских Ведомостях"). В лейпцигском журнале "Neue Zeitschrift fur Musik" (1863, № 8 - 15) А. поместил статью: "Die Entwickelung der russischen National-Oper", в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867 - 1868 годах он редактировал "Zeitschrift fur Theater und Musik". В 1868 - 70 годах в музыкальном институте Яна Гувы, в Граце, он преподавал музыкальную эстетику и учение о формах. В Москве он открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Как теоретик, А. известен исследованиями по русскому церковному пению. Собирая и изучая материалы еще с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов: "Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt" (Лпц., 1878); "Теория древнерусского церковного и народного пения", вып. I; "Теория православного церковного пения" (М., 1880). Главный тезис этого исследования - что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, - он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства. Другие его труды: "Гармонизация древнерусского церковного пения" (М., 1886); "Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению", "Общий свод правил гармонизации знаменного распева", "Гармонические начала церковных гласов", "О принципе гармонизации церковных гласов", "Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze", I ч., "Harmonik", т. I; "Die Grundharmonien" (Грац, 1869; по-русски); "Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов", т. I, "Гармония"; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: "Die Elemente der polyphonen Bewegung" (М., 1871); т. III: "Die Discordanzen" (М., 1872); "Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen" (1874 - 1879). Не раз А. выступал и как лектор, в России и за границей, по истории музыки и акустики. В Лейпциге он, между прочим, прочел (1883) лекцию "Об основах древне-православного церковного пения". В Московском университете читал курс по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция: "О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы" в значительно расширенном изложении, напечатана под заглавием: "Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться" ("Баян", 1888 - 89). Немало занимался А. и вопросом о преподавании пения, написав статью: "О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц" ("Музыкальный Мир", 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавая "Теорию постановки голоса" (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы. В 1892 - 93 годах издал свои "Воспоминания", охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Он работал над осуществлением идеи "амплификатора", долженствовавшего улучшить звучность фортепиано и добиться большей точности и ровности тембра в его строе. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью А. его идея не получила практического осуществления. Григорий Тимофеев.