А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Иоанн (имя четырех митрополитов)Иоанн (имя четырех митрополитов) — родословная в биографическом словаре: Иоанн - имя четырех митрополитов: Иоанн I, русский митрополит XI века. Имя этого митрополита обычно стоит третьим в митрополичьих списках позднейших летописных сводов. (Никонов., Степенной), после имен Михаила и Леона. Древнейшие же своды (Лаврен., Ипатьев.) до 1039 г. не знают даже титула митрополита, не только имен. В Несторовом житии св. Бориса и Глеба встречается, в так называемой дополнительной части, имя Иоанна то с титулом архиепископа, то митрополита, как лица, совершившего канонизацию святых братьев в 1020 или 1026 г. Титул архиепископа, без имени, встречается для Киева в 1018 г. у Титмара Мерзебургского. С именем митрополита Иоанна известна с XII в служба св. Борису и Глебу, большинством ученых относимая авторству нашего Иоанна; Иоанн II, русский митрополит XI века, занял киевский престол до 1077 г. и правил русской церковью до 1089 г., года смерти. Летопись помнит его как выдающегося ученостью и талантами, и эта характеристика находит подтверждение в словах об Иоанне его племянника, византийского придворного поэта, и в сочинениях самого Иоанна: 1) послании к антипапе Клименту III и 2) "Правиле церковном от св. книг вкратце Иакову Черноризцу". Первое сочинение - ответ на послание Климента о соединении церквей - обнаруживает отличную осведомленность Иоанна в догматике, второе - в вопросах церковного устройства; Иоанн III, русский митрополит XI века, занимал престол киевский после Иоанна II "от года до года", т. е. один год (1089 - 1090 г.?). Летопись отзывается о нем резко, как о неученом, недалеком человеке. Однако такой контраст с предшественником Иоанном нужно объяснить, по-видимому, не случайностью, так как митрополит Иоанн был "приведен" в Киев Янкой, дочерью киевского князя Всеволода , ездившей для того в Царьград; Иоанн IV, русский митрополит XII века, занимал киевский престол с 1164 по 1166 гг., когда скончался. Предшественник Иоанна Феодор, своим стремлением уравнять практику русской церкви с практикой церкви Византии в вопросе о постах в среду и пятницу настолько раздражил киевское общество князя Ростислава , что последний задумал добиться у Византии согласия на признание Клима Смолятича митрополитом киевским, против чего сам возражал в 1158 г. Посол киевского князя вернулся с дороги, встретив в Олешье царского посла нового митрополита, торопливо поставленного в Царьграде, знавшем о решении Ростислава. Только после переговоров и уступок со стороны посла Ростислав согласился принять Иоанна, деятельность которого вся была исполнена предупредительным согласием: Печерский монастырь получает русского игумена, Новгород - архиепископство. - См. Макарий "История русской церкви" (тома I и II); Е. Голубинский "История русской церкви"; М. Приселков "Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X - XII веков" (СПб., 1913). Об Иоанне II см.: К. Неволин "О митрополите Иоанне как сочинителе послания к архиепископу римскому об опресноках" ("Известия Академии Наук по отделению русского языка и словесности", т. II, 1853); А. Попов "Историко-литературный обзор древних русских полемических сочинений против латинян" (М., 1875); С. Пападимитриу "Феодр Продром" (Одесса, 1905). Списки и издания сочинений Иоанна см. у Н. Никольского "Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X - XI века)" (СПб., 1906).
|
|
|