А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Зиновий ОтенскийЗиновий Отенский — родословная в биографическом словаре: Зиновий Отенский - выдающийся церковный полемист и мыслитель XVI в. О жизни его мы знаем мало. Он был учеником Максима Грека и в связи с этим, быть может, подвергся опале и ссылке. С конца 1520-х гг. до конца жизни (1568) он жил в глухой Отенской пустыни Новгородской области. Главное сочинение Зиновия - "Истины показание к вопросившим о новом учении". Оно было порождено ересью Косого и ведено в форме беседы с "крылошанами" соседнего монастыря, смущенными учением Косого. Зиновий последовательно раскрывает учение православной церкви о Боге, святой Троице, о Сыне Божием (Его воплощении, страданиях и искупительной миссии), о почитании икон, святых, мощей, о церковной обрядности, иерархии. Наряду с "Просветителем" Иосифа Волоцкого , "Истины показания" - самый ранний оригинальный и систематический русский богословский трактат, представляющий притом шаг вперед по сравнению с "Просветителем". Зиновий проявляет большую начитанность в Священном Писании и святоотеческой литературе. В своих рассуждениях он оказывается искусным экзегетом и оригинальным мыслителем; он не нагромождает цитат, не "глаголет" только "от писания", но прибегает к аргументам от разума, заимствованным, например, из области естествознания: так, в вопросе о бытии Бога Зиновий использовал известные аргументы физико-телеологический, космологический (с естественнонаучными примерами) и историко-этнографический (consensu gentium), с примерами, имевшими для русских людей интерес актуальности. В учении о Троице Зиновий пользуется известной в патристике аналогией между ней и человеком, в котором он различает ум, слово и дыхание. В экзегетике, наряду с совершенно правильными попытками истолковывать отдельные тексты в связи со всем содержанием книги и с привлечением исторического комментария, Зиновий отдает дань веку, уснащая свое изложение натянутыми, чисто схоластическими аллегориями и произвольными толкованиями. Кроме того, Зиновий прибегает к остроумию в средневековом вкусе, утверждая, например, что учение Косого уже потому ложно, что он "косой", или прибегает к экскурсам в область его биографии, чтобы, запятнав нравственную репутацию Косого, подорвать его догматические мнения. Стиль Зиновия местами живой и воодушевленный, но нередко наблюдается безвкусие, тяжеловесность и натянутость изложения. Зиновий, несомненно, испытал на себе образовательное влияние Максима Грека, но в решении двух важнейших вопросов русской церковной жизни XVI в. (монастырские имения, отношение к еретикам) он не разделял взглядов учителя, будучи близок к иосифлянам: он стоит за сохранение монастырями их вотчин, а также за самые лютые преследования еретиков: они "волки", на которых не распространяется заповедь о любви к ближним. "Истины показание" важно как богатейший, хотя и пристрастный, источник для истории ереси Косого и любопытный показатель умственного уровня церковной интеллигенции эпохи Грозного . Кроме "Истины показания", уцелели два слова Зиновия на открытие мощей святителя Никиты и епископа Ионы . Первое замечательно чутьем природы, второе - полным жизни и огня гневным изображением насилия "владущих" русской землей и ее бедствий. Зиновию приписывается еще, на довольно веских основаниях, догматическое "Многословное послание на зломудрие Косого", вызванное пропагандой последнего в Литве. Автограф "Истины показания" хранится в Публичной библиотеке. "Истины показание" издано в "Правовом Собеседнике" и отд. (Казань, 1863), "Многословное Послание" - в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей" (1880, № 2 и отдельно, М., 1880). - См. Ф. Калугин "Зиновий, инок отенский" (СПб., 1894). А.Ел-ч.
|
|
|