Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Железняк Максим (Зализняк)

Железняк Максим (Зализняк) — родословная в биографическом словаре:

Железняк или Зализняк, Максим - главный предводитель гайдамаков в эпоху Колиивщины. Запорожский казак, он оставил войско и, готовясь к принятию иноческого чина, был послушником в Мотронинском монастыре, когда насилия барских конфедератов над православными в правобережной Малороссии вызвали в русском ее населении сильное волнение. Железняк стал во главе гайдамацкого отряда из нескольких сот человек, назвавшись запорожским полковником, сзывая к себе народ и распуская слухи об имеющейся у него грамоте Екатерины II , повелевающей истреблять поляков и евреев в Малороссии. Толпы народа сошлись на этот призыв, и Железняк, постепенно увеличивая свои силы, вышел из Мотронинского леса (апрель 1768 г.) и прошел до Умани, везде истребляя поляков и евреев. Особенно кровавая резня произошла в Лисянке и Умани, куда, как в места укрепленные, стекалось, при слухах о восстании, большое число панов. Перед последним городом Железняка встретила надворная казацкая команда владельца Умани Потоцкого, под предводительством сотника Гонты , который, однако, передался Железняку. После взятия Умани (по словам некоторых польских мемуаристов, здесь погибло до 20000 человек), Железняк провозгласил восстановление гетманщины и сам назвался гетманом. Присланный Кречетниковым полковник Гурьев хитростью захватил Железняка и Гонту. Как русский подданный, Железняк не был выдан полякам, подобно Гонте, а остался в руках русских властей. 8 июля 1768 г. он был, вместе с 73 товарищами, заключен в Киево-Печерскую крепость, а в конце месяца состоялось распоряжение о предании его суду в киевской губернской канцелярии. Приговор этого суда неизвестен, но, вероятно, он сводился к ссылке в Сибирь: по крайней мере, 1 ноября 1768 г. Железняк с товарищами был уже на пути к Белгороду. В окрестностях Ахтырки он, с 51-м товарищем, бежал, обезоружив предварительно караул. Большая часть бежавших, и в их числе сам Железняк, были немедленно пойманы. В народной памяти Железняк живет как герой борьбы с поляками за народность и веру; в песнях и преданиях его образ является в идеализированном виде. Помимо общей литературы о гайдамаках и колиивщине, см. статью В. А.: "Несколько данных о судьбе Железняка после его ареста в Умани" и приложенные к ней материалы ("Киевская Старина", 1882, № 12).