А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Добролюбов Александр МихайловичДобролюбов Александр Михайлович — родословная в биографическом словаре: Добролюбов, Александр Михайлович - один из характерных представителей первоначального фазиса "новых течений". Родился в 1876 г.; учился на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Выступил не только проповедником самого крайнего эстетического "декадентства", но и "магизма" и "демонизма" в стиле Гюисманса, Сара Пеладана, а также сладости употребления гашиша. Увлекался идеей красоты самоубийства; в связи с некоторым успехом этой проповеди в студенческой среде, Добролюбову пришлось оставить университет. Выражением первой полосы деятельности Добролюбова явилась его книжка "Natura Naturans. Natura Naturata" (Санкт-Петербург, 1895). Это - собрание "стихов", большей частью без рифмы и метра, с музыкальными обозначениями "andante con fuoco", "scherzo", "pianissimo", каких-то прозаических отрывков в поэтической манере и, наконец, просто белых страниц с надписью Moderato или Allegro con moto и строчкой точек. В прозаических отрывках чувствовалось знание народно-эпического языка, но в общем книжка Добролюбова вызвала недоумение даже в сферах, увлеченных "новыми течениями". Вскоре в настроениях Добролюбова происходит крутой перелом: он изживает эстетизм и впадает в религиозный аскетизм. Простым странником, питаясь подаянием, отправляется он пешком в Соловки и там ряд лет живет послушником. Ближайшие друзья считали его как бы умершим и от себя издали "Собрание стихов" его (Москва, 1900, со статьями Коневского и Брюсова ). Около 1905 г. Добролюбов на короткое время вновь появляется в мире и издает религиозное сочинение "Из книги невидимой" (Москва, 1905). Это - своеобразная проповедь покаяния на почве любви не только ко всем людям, но даже к стихиям. Слова "брат" и "сестра" безразлично расточаются всем и всему: и "брату Льву" (Толстому ), и "брату Моисею" (пророку) и "брату дню", и "сестре воде", и "сестре заре", и даже "братьям псам". С течением времени "все вещество станет духом". Вместе с тем книга исполнена презрения к искусству и науке. Написана она в очень приподнятом, напыщенном тоне и полна гордыни непомерной. Автор знает все заповеди: "и малые, и великие, и малейшие, и бесконечные". С Богом он находится в непосредственных сношениях; убеждая заключать "союз с зверьми", он сообщает, что "медведи и волки обходили мой путь в лесах". Попадающиеся в книге стихи не поэтичны и напоминают квакерские гимны, но в прозе есть проблески дарования и хороший, оригинально-народный язык. Продолжая странствовать по разным окраинам и проповедовать, Добролюбов основал особую секту "добролюбовцев" на основах христианского анархизма. "Добролюбовцы" отказываются нести воинскую повинность и охотно идут на страдания, связанные с этим отказом. С. В.
|
|
|