А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Димитрий (Сеченов)Димитрий (Сеченов) — родословная в биографическом словаре: Димитрий (Сеченов) (1708 - 1767) - митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник московской славяно-греко-латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии, отправленной в поволжские губернии для обращения в христианство язычников и магометан. В звании правителя новокрещенских дел, Димитрий в два года обратил в христианство более 17000 инородцев и, кроме того, в одной нижегородской епархии, в которой с 1742 г. был епископом - 50000 инородцев. В 1748 г. оставил епархию и удалился на покой. В 1752 г. был назначен епископом рязанским и вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде; в 1757 г. сделан архиепископом новгородским. В 1762 г. совершил чин коронования императрицы Екатерины II , после чего был ею возведен в сан митрополита; в 1767 г. был назначен депутатом от духовенства в комиссию для составления нового Уложения. Димитрий имеет значение как один из замечательнейших проповедников, а также по своему отношению к вопросу об отобрании в казну монастырских имуществ, совершенном императрицей Екатериной II. Многочисленные проповеди его произнесены, большей частью, в царствование Елизаветы . Их хотела, но не успела издать сама императрица Екатерина; они и доселе находятся, за исключением трех речей и выдержек из нескольких проповедей, в рукописях. Содержание их - всецело публицистическое: проповедник, с одной стороны, рисует яркие картины ужасов и неистовств немецкого владычества в России, непосредственно предшествовавшего воцарению Елизаветы, а также недостаток благочестия и пороки русского общества, сопровождая эти описания горькими сетованиями и резкими порицаниями; с другой - горячо приветствует императрицу Елизавету, ее возвращение в делах внутреннего управления к политике ее отца, освобождение ею России от "внутренних сокровенных врагов". Слова Димитрия в день Благовещения (1742) и в день явления казанской иконы Божьей Матери (1742) принадлежат к замечательнейшим произведениям русской проповеди. Язык проповедей Димитрия - сильный и живой, чуждый не только латинизмов и латинской конструкции, обычных в тогдашней русской проповеди, но и славянизмов; это, большей частью, простая и ясная русская речь, иногда несколько вульгарная и даже тривиальная (когда проповедник говорит о немецком управлении Россией в предшествующую эпоху) и изредка подражающая языку южнорусских проповедей XVII века (когда, например, Иоанна Дамаскина он величает "философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом"). Когда императрица Екатерина приступила к секуляризации монастырских земель, Димитрий, председательствуя в Синоде, всецело стал на сторону власти и оказался не в меру жестоким судьей митрополита Арсения Мацеевича , доказывавшего право монастырей на земельные имущества. Н. Б.
|
|
|