А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Денисовы (Андрей и Семен)Денисовы (Андрей и Семен) — родословная в биографическом словаре: Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких , хотя сами обычно именовали себя Вторушиными или Второго. Происхождение, однако, мало дало Денисовым: своей ученостью и своим положением они обязаны исключительно своим дарованиям и энергии. Отец их Дионисий, хотя и вел крестьянскую жизнь, но принадлежал к числу людей состоятельных. Его дом часто посещали бродившие по северу расколоучители. Кругом шла упорная борьба "древляго благочестия" за право на существование. На Андрея сильное впечатление производили речи проповедников о страданиях за веру. Особенное влияние на юношу имел соловецкий выходец Игнатий. Когда Андрею шел 18-й год, родители "неусыпное рачение имеяху еже бы ему изобрести разумную супружницу", но он тайно ушел в выгорецкие леса (1692), где тогда еще разрозненно жили отдельные группы старообрядцев, спасавшихся от преследований правительства. Его принял в свою общину Даниил Викулин , вместе с которым он принимал участие в устроении Выговской пустыни. "В покорении и послушании преуспевая", Андрей Денисов сделался руководителем общины, сначала наряду с Даниилом Викулиным, а с 1703 г. как самостоятельный настоятель. Когда материальное положение пустыни стало удовлетворительным, Андрей Денисов все свое внимание устремил на духовные ее нужды. Разъезжая по России по делам торговым, он "промышляше книги и осматриваше, овыя покупаше, овыя списываше". Большая начитанность, которую Андрей проявил в своих сочинениях (особенно в "Поморских Ответах"), свидетельствует, что ему удалось собрать обширную библиотеку. Более года он учился в киевской академии "и о всем риторском, философском и теологическом учении с велиим прилежанием вопрошаше". Вооруженный знаниями, он сыграл очень крупную роль в деле широкой пропаганды старообрядчества и защиты его пред светской властью. Биограф сравнивает его с Моисеем. Вместе с братом Семеном Андрей создал богословие раскола, исторически и даже археологически обосновал его. Его умению ладить с правительством Выгореция обязана своим благополучием. Павел Любопытный в своем каталоге назвал 119 сочинений Андрея; В.Г. Дружинин описал более 183. За незначительными исключениями все эти сочинения остаются неизданными. Наибольшей известностью пользуются написанные им в сотрудничестве с братом Семеном и Тр. Петровым "Поморские Ответы" (изданные в 1887 г. за границей). Сочинение это написано в ответ на 106 вопросов, предложенных посланным в 1722 г. Синодом для увещания иеромонахом Неофитом. И как литературное произведение, и как богословская работа сочинение это отличается крупными достоинствами: умением подметить слабую сторону противника, знанием приемов исторической и филологической критики, большим запасом сведений. Синод не ожидал, что среди лесов и болот севера найдется такой ученый полемист. Миссия Неофита окончилась неудачей; "Поморские Ответы" имели огромный успех не только среди старообрядцев Поморья. Широкой известностью пользуются также "Диаконовы Ответы" Андрея Денисова. Всего больше после него осталось проповедей. Еще в Киеве он приобрел славу "второго Златоуста". Его проповеди разделяют на догматические, панегирические, нравоучительные и надгробные. Характер их - аскетический; по внешности они соответствуют требованиям тогдашнего риторического искусства. Из надгробных слов его особенно замечательно "Надгробное слово Петру Прокофьевичу вкупе и история краткая, како и откуда зачася выгорецкое общежительство". В нем, помимо исторических сведений, много ценных автобиографических данных. Оно вошло в состав первых глав "Истории Выговской пустыни", Ив. Филиппова . - Семен Денисов пришел на Выг в 1697 г. и скоро стал ближайшим помощником Андрея. Как и Андрей, Семен приобрел известность не только среди старообрядцев севера. Когда в 1713 г. он отправился по делам общежительства в Новгород, митрополит Иов распорядился арестовать его как опасного врага церкви и посадить в тюрьму. Никакие ходатайства высокопоставленных лиц из Петербурга не помогали. В течение 4 лет Семен находился в заключении; спастись от тюрьмы ему удалось лишь бегством. В 1730 г., по смерти Андрея, Семен занял место брата. Деятельность его как настоятеля совпадает с тяжелым периодом как во внутренней, так и во внешней жизни общежительства. Внутри падала нравственность, в связи с ослаблением энтузиазма первых лет и повышением материальной обеспеченности; извне опасные для общежительства мероприятия правительства, в связи с доносами Халтурина и Круглого. Семен Денисов произносил обличительные и нравоучительные проповеди, составлял уставы благочиния, инструкции разным монастырским властям, принимал все меры к реабилитации общежительства в глазах правительства. По примеру Андрея, он "посылал братию на море и в дальние места зверей живых ловити", отправлял их "не только к Его Величеству Петру II, но и к великим господским лицам, и письма писал к Его Императорскому Величеству и к господам". П. Любопытный насчитывает 47 сочинений Семена Денисова, В.Г. Дружинин - 103. Андрей Денисов был по преимуществу догматистом, апологетом и полемистом; Семена можно назвать скорее историком раскола. Наиболее известны два его сочинения: 1) "Виноград Российский" - сборник жизнеописаний виднейших деятелей старообрядчества, и 2) "История об отцах и страдальцах соловецких". Ему принадлежит также ряд богослужебных чинопоследований и сочинений полемических. Из проповедей его наиболее замечательны три надгробных слова: Д. Викулину, Соломонии Дионисьевне и Петру Онуфриевичу. - Литература: Г. Есипов "Раскольничьи дела XVIII столетия", том I (Санкт-Петербург, 1861); Н.И. Барсов "Братья Андрей и Семен Денисовы" (в "Православном Обозрении", 1865, и отд. Москва, 1866); Е.В. Барсов "Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII в." ("Труды Киевской Духовной Академии", 1866); его же "Андрей Денисов Вторушин" (ibid., 1867); П.С Усов "Помор-философ" ("Исторический Вестник", 1886, № 4); П.С. Смирнов "Лексинская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования" ("Христианское Чтение", 1910, № 2, 3); его же "Выговская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования" (ibid., № 5, 6, 7, 8); его же "Споры в расколе во второй четверти XVIII в." (ibid., 1911, № 1 - 4); В.Г. Дружинин "Писания русских старообрядцев" (Санкт-Петербург, 1912; отт. из тома XXV "Летоп. Зан. Импер. Археогр. Ком."). См. Выгор. пустынь (XII, 5). И. К.
|
|
|