Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский — родословная в биографическом словаре:

Андрей Юрьевич Боголюбский, 2-й сын Юрия Долгорукого . Родился около 1110 года. До 35 лет прожил в Ростовско-Суздальской области, где и женился (после 1130 года) на дочери богатого боярина Кучки , владельца берегов р. Москвы. Когда между Юрием Долгоруким и его племянником, Изяславом Мстиславовичем , загорелась упорная борьба из-за Киева, в которой приняли участие почти все русские князья, А. явился лучшим помощником Юрию. Он сразу выделился боевой удалью, осмотрительностью, умением разбираться в сложных обстоятельствах, сдерживать себя и выказывать миролюбивую уступчивость после упорного и горячего боя. Первое его выступление было вместе со старшим братом Ростиславом в 1146 году против Изяславова союзника, Ростислава рязанского, который и был изгнан из его стольного города. Когда в 1149 году Юрий победил Изяслава и занял Киев, А. получил от него Вышгород, в семи верстах от Киева. В качестве вышгородского князя он участвовал в походе Юрия в удел Изяслава - в Волынскую землю, где едва не погиб при осаде Луцка. При выдающейся храбрости, А., однако, "не величав (был) на ратный чин". После осады Луцка он немедленно согласился на просьбу Изяслава быть посредником между ним и Юрием и способствовал заключению мира. Мир этот оказался непрочным. В 1150 году Изяслав изгнал Юрия из Киевской земли и двинулся на старшего его сына Ростислава, сидевшего в Переяславле. А. пришел на помощь Ростиславу, и Изяславу не удалось взять Переяславль. Когда Юрий вторично в том же году захватил Киев, А. получил от отца города, пограничные с Волынью: Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопницу. А. сел в Пересопнице и снова выступил в качестве посредника и примирителя между враждующими сторонами. Изяслав прислал к нему послов с просьбой ввести его "в любовь к отцу"; но Юрий не принял мира. Изяслав призвал на помощь угров и в третий раз сел в Киеве. Юрий с А. удалился в Городец Остерский (в нынешней Черниговской губернии), а в следующем 1151 году наступил опять на Изяслава. При р. Руте А. показал ту же боевую удаль, что и под Луцком. Когда победа осталась на стороне Изяслава, А. ушел в Суздальскую землю. Юрий, вопреки уговорам сына, продолжал борьбу и в союзе с князьями рязанскими, муромскими, северскими и половцами совершил поход на Чернигов. А. на этот раз отличился тем, что показал пример союзным князьям самим водить дружину на приступы. На выручку Чернигова явился Изяслав, и поход Юрия оказался неудачным. В 1154 году Юрий совершает поход на Муромскую область, изгоняет ее князя Ростислава и передает ее А. Ростислав отправляется к половцам и в том же году нападает врасплох, вместе с ними, на А., который "об одном сапоге" едва спасся бегством в Суздаль. Когда в 1155 году Юрий окончательно утвердился в Киеве, А. вторично получил Вышгород. Но ему, по-видимому, надоели нескончаемые, бесплодные войны за Киев. Отцу было уже 70 лет. При множестве соискателей А. не мог надеяться на получение Киева, который хотел передать ему Юрий. А. милее была земля Суздальская, и он против воли отца, тайно от него, в том же году ушел из Вышгорода, взяв с собою оттуда высокочтимую святыню, икону Божьей Матери, писанную, по преданию, св. Лукой. Сохранилась легенда, что, когда везли икону, конь остановился в 11 верстах от Владимира. Считая это за особое знамение, А. на месте остановки заложил село Боголюбово, которое сделалось любимым его местопребыванием и дало ему в истории прозвание Боголюбского. Отсюда он распоряжался Русской землей; сюда приходили к нему союзные и подвластные ему князья со своими полками, которые он направлял по своему усмотрению. В 1157 году Юрий умер. Ростовцы и суздальцы, целовавшие, по его требованию, крест младшим его сыновьям Михаилу и Всеволоду , призвали на княжение к себе А., "занеже бе любим всеми за премногую его добродетель". А. сразу проявляет свой властный характер и свое определенное стремление быть самодержавным и единодержавным. Он немедленно изгоняет своих младших братьев и детей умершего старшего брата Ростислава из Суздальской земли и никому потом, даже детям, не дает уделов в своей области. Он устраняет от себя даже старых бояр отцовских, "хотя самовластец быти всей земли Суздальской". Эти его действия отвечали интересам земли, не желавшей дробления, которое всегда являлось источником политической слабости и внутренних смут. Стольным городом он избрал пригород Владимир-на-Клязьме, сам оставаясь в своем Боголюбове. Этим он ослабляет значение веча и бояр старших городов. В новом месте его окружают новые люди, им самим избранные и потому всегда готовые исполнять его волю. Владимир дан был ему отцом в удел, когда он был еще молодым. Он привык к этому городу и чувствовал себя здесь свободнее. К тому же Владимир занимал выгодное географическое положение, так как, благодаря Клязьме и Оке, из него удобнее было сноситься с Киевом и всей южной Россией. А. старается возвысить Владимир, сделать из него второй Киев. В 1158 году он заложил каменную церковь Успения Божией Матери, не пожалев средств на ее украшение. Он расширил крепость города и, в подражание Киеву, построил двое ворот - золотые и серебряные. Так как Суздальская область была новой по сравнению с другими, укреплялась и расширялась путем колонизации в землях чужих и языческих, то постройка церквей имела громадное значение и возвышала всю область. А. строит великолепный храм Рождества Богородицы в Боголюбове, строит церкви в Ростове и других городах с особой пышностью и великолепием, призывая для этого заграничных мастеров. В 1162 году он делает попытку основать особую митрополию во Владимире, имея своего кандидата в митрополиты. Получив отказ от константинопольского патриарха, он сделал этого кандидата епископом ростовским, заставив его жить во Владимире. Этот епископ Феодор не хотел признавать митрополита киевского, выразив тем самым стремление свое и своего князя в автокефальности суздальской церкви. Однако Феодор был отдан князем на суд митрополита и подвергся жестокой казни. В 1164 году А. ходил войной на камских болгар, взял их город Бряхимов и сжег три других города. Он подчинил себе князей рязанских, стремился к подчинению Новгорода и Киева, начиная с первого. Уже в 1160 году он шлет к новгородцам послов со словами: "Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом". Новгородцы после этих слов изгоняют от себя сына киевского князя - Святослава Ростиславича - и принимают к себе в князья Андреева племянника, Мстислава . В следующем 1161 году, помирившись с отцом Святослава, Ростиславом киевским, А., по уговору с ним, против воли Новгорода посадил там Святослава. В 1167 году Ростислав киевский умер. Старшими из Мономаховичей были сын Мстислава Великого Владимир и А. - На юге северных князей не любили, а Владимир был слишком слаб, чтобы занять великое княжение. Киев был занят, с общего согласия народа и южных князей, отважным сыном Изяслава Мстиславича, Мстиславом волынским. Не получив от него никакой награды за уступку ему первенства, южные князья обиделись и были готовы интриговать против него. А. было досадно, что ненавистный ему Мстислав, младший князь, будучи слабее его, занял великое княжение. Вслед за этим обида пришла и со стороны Новгорода: новгородский стол был занят малолетним сыном Мстислава, Романом, и фактическим князем являлся там все тот же Мстислав, который не давал А. распоряжаться в Новгороде. Убедившись, что многие южные князья будут на его стороне, А. решился на разгром Киевской области. В 1169 году он двинулся с огромной ратью против Мстислава. К ополчению А. присоединилось 11 князей. Мстислав затворился в Киеве; киевляне, из любви к сыну Изяслава, мужественно встретили врагов, в первый раз согласившись выдержать осаду. После трехдневного боя Киев был взят "на щит" и отдан на беспощадное разграбление; был зажжен даже печерский монастырь. А. сделался великим князем, но Киев отдал младшему своему брату Глебу , а сам остался на севере, во Владимире и в своем Боголюбове. Этот поступок А. является событием величайшей важности, с которого начался на Руси новый порядок вещей. Значение Киева, как центра земли Русской, было перенесено на личность великого князя. Княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение; впервые мелькнула мысль придать этому старшинству авторитет верховной власти. Киев по-прежнему остался старейшим, богатейшим и лучшим русским городом, но идея единства и центра земли теперь воплотилась не в нем, а в великом князе. Этот князь сделался силою, не зависимой от места и традиции. - Сознание своей силы побуждает А. переменить обращение с слабейшими, младшими князьями. Родовые отношения князей рушатся; нарождаются новые, государственные. Лично А. сумел захватить в свои руки власть почти над всей своей братией. Его равно слушались и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, и князья смоленские, полоцкие, волынские и другие. А. раздавал и передавал князьям города по своему усмотрению, не считаясь ни с правами князей, ни с правами городов. Князья поняли, что А., как выразился Мстислав Ростиславич, хочет сделать младших князей подручниками великого князя. Раньше княжеская волость была временным, очередным владением того или другого князя; А., оставшись в Суздальской области, придал ей характер личного, неотъемлемого достояния одного князя, выделив ее из круга областей, обладаемых по очереди старшинства. После взятия Киева А. нашел предлог и для наказания Новгорода. У двинских данщиков Новгорода произошло столкновение с суздальскими, причем первые одержали верх и даже взяли дань с суздальских подданных. А. двинул на Новгород, под предводительством сына своего Мстислава, огромную рать из ростовцев, суздальцев, смольнян, полочан, рязанцев и муромцев. Войско это новгородцы, сделавшие 25 февраля 1170 года вылазку, разбили наголову и обратили в бегство, захватив так много пленных, что потом суздальцы продавались ими по "ногате" за человека, т. е. втрое дешевле овцы. При отступлении суздальское войско потерпело еще громадный урон от голода. Неурожай хлеба в этом году заставил новгородцев смириться, после того как А. остановил подвоз хлеба из своего княжества. Роман Мстиславич был изгнан, и в Новгороде сел князь от руки А. - Рюрик Ростиславич . В 1171 году умер Глеб. А. посадил в Киеве одного из смоленских князей, Романа Ростиславича, трое братьев которого сидели по городам около Киева. Вскоре А. донесли, что брат его Глеб умер от руки убийц из киевских бояр. А. потребовал их наказания, но Ростиславичи, считая донос неосновательным, не послушались. Тогда А. послал сказать Роману: "Не ходишь в моей воле с братьями своими: так ступай вон из Киева, Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите". Роман повиновался, но Рюрик, Давид и Мстислав решились на борьбу с А. Они захватили Киев, изгнав оттуда Андреева брата Всеволода, и посадили в нем Рюрика. Другой брат А., Михаил, стесненный Ростиславичами в Торческе, согласился быть заодно с ними. Узнав об этом, А. приказал Ростиславичам, чтобы Рюрик шел в Смоленск в свою отчину, а Давид и Мстислав, как зачинщики, совсем выходили из русской земли. Мстислав за такие речи велел остричь Андрееву послу бороду и голову и отпустил его с такими словами: "Скажи от нас своему князю: мы до сих пор почитали тебя как отца, но если ты не устыдился говорить с нами как с твоими подручными и людьми простыми, забыв наш княжеский сан, то не страшимся угроз, исполняй оные, - Бог нас рассудит". А. немедленно собрал до 50 тысяч войска и велел Рюрика и Давида выгнать из их отчины, а Мстислава живым привести к нему. В войске А., кроме суздальцев, были муромцы, рязанцы и новгородцы; по пути, хотя и поневоле, присоединились смольняне, а затем князья черниговские, полоцкие, туровские, пинские и городенские. Но так как среди войска не было единодушия, и ничто не воодушевляло его, кроме капризной воли великого князя, то все огромное ополчение обратилось в бегство после осады Вышгорода, обороняемого Мстиславом. Только начавшиеся смуты среди южных князей заставили Ростиславичей, менее чем через год, опять вступить в переговоры с А. и просить у него Киева для Романа. А. велел немного подождать ответа, но отвечать ему уж не пришлось. Ночью, 28 июня 1174 года, он был убит в Боголюбове своими приближенными, среди которых было много недовольных его строгостью. Шурин его, Яким Кучков, мстя ему за казнь брата, объединил недовольных. Заговорщики, в числе 20 человек, вломились в спальню князя и напали на него. А. хотел схватиться за меч, но княжеский ключник Анбал, примкнувший к заговорщикам, заблаговременно убрал его. Несмотря на свой преклонный возраст, князь еще был силен и даже безоружный оказал сопротивление. "Горе вам, нечестивые! - воскликнул он. - Зачем уподобились Горясеру (убийце Бориса)? Какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отмстит вам за мой хлеб". Наконец, он упал под ударами. Заговорщики, думая, что князь мертв, взяли тело своего товарища, нечаянно убитого во время схватки, и хотели удалиться, но вдруг услышали стон. А. поднялся и пошел под сени. Они воротились и добили его. Утром был убит ими княжеский любимец Прокопий, и разграблена княжеская казна. Были убиты также княжеские посадники и тиуны и разграблены их дома. Пограбили и иностранных мастеров храма. К грабежам присоединился и народ, распространяя их по всей волости. Опасаясь мщения владимирцев, заговорщики послали было сказать им, что и среди них есть сообщники заговора. Владимирцы, однако встретили известие о смерти князя равнодушно. Нашелся только один человек, преданный убитому князю, - его слуга Козьма, да и тот был киевлянин. Козьма взял лежавшее в огороде обнаженное тело князя, завернул его в плащ и ковер и хотел внести в церковь; но пьяные слуги не хотели отпереть церкви. Тело пришлось положить на паперти, где оно пролежало два дня, пока не пришел козьмодемьянский игумен Арсений и не внес его в церковь, отслужив первую панихиду. Только на шестой день, когда волнение улеглось, владимирцы послали в Боголюбово за телом князя и похоронили его в построенной им церкви Богородицы. Никогда еще на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими явлениями, как смерть А. Объясняется это его неуменьем выбирать людей, его резкими, подчас необузданными и произвольными действиями, несогласными зачастую с обычаями и традициями места и времени. Со смертью А. исчезла и сила его власти; дети не получили отеческого наследия, причем и самый род его пресекся. И то, что им намечено было нового, получило развитие лишь спустя целое столетие. Лишь одно духовенство ценило А. за его щедрость к церкви, за его радение к построению храмов, за его набожность. Церковь причла его как мученика к лику святых. - См. Погодин , "Князь Андрей Юрьевич Боголюбский"; Голубинский , "История русской церкви", т. I; Сергеевич , "Русский юридический дневник", т. I. Т. Сухарев.