А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Грегори Иоанн-ГотфридГрегори Иоанн-Готфрид — родословная в биографическом словаре: Грегори Иоганн-Готфрид, "майстер Ягань Готфрит Григорьев Мартысбургенской"; родился в Мерзебурге (Марбурге), в семье врача. В молодости был сперва в шведской, а потом в польской военной службе. Благосклонное отношение царя Алексея Михайловича к протестантам привело (в 1658 г.) Грегори в Москву, где он устроился учителем в лютеранском приходе пастора Фадемрехта. Влиятельный в кругу московских протестантов, генерал Бауман сделался покровителем Грегори и настаивал на принятии им места пастора. Грегори уезжает из Москвы, получает в Иене звание магистра, посвящается в Дрездене в пасторы (1662) и возвращается в Москву; здесь он становится вторым пастором "немецкой аугсбургско-евангелической офицерской общины в Немецкой слободе под Москвой". В виду распрей между Грегори и старыми пасторами, для него была устроена Бауманом особая кирка. При ней Грегори открыл училище как для детей лютеранского, так и православного вероисповедания, а в виде школьного подспорья создал домашний театр, на котором разыгрывались "мистерии", его сочинения. Об этих "мистериях" узнал А.С. Матвеев , мечтавший тогда об устройстве придворного театра, и благодаря этому ближнему боярину царь Алексей Михайлович "указал иноземцу, магистру Ягану Готфриду учинить комедию и на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь и для того действа устроить хоромину". Несомненно, первая в Москве и в Русском государстве комедийная хоромина была построена в селе Преображенском. Грегори сам обучал комедиантов из офицерских и купеческих детей, которых, например, для трагикомедии "Юдифь и Олоферн" требовалось 64 человека; он же сочинял и пьесы ("Эсфирь", "Иосиф", "Баязет и Тамерлан", "Об Адаме и Еве" и др.), почти все "прохладные" или "потешные". Голландец Петр Инглис писал декорации. Первое представление ("Артаксерксово действо") в Преображенской хоромине состоялось 17 октября 1672 г. и продолжалось 10 часов непрерывно. Царь был в восторге от зрелища; на следующих представлениях присутствовали и царица с царевичами и царевнами. Грегори и его труппа были щедро одарены царем. В следующем, 1673, году была открыта первая русская школа для обучения "комедийному делу" мещанских и подъяческих детей. В этом же году был даже дан балет, где участвовал Орфей. Грегори умер в 1675 г. Несколько отстав за долгое пребывание в Москве от европейской жизни, Грегори перенес на русскую сцену то, что на Западе уже отжило. Пьесы Грегори по характеру своему примыкают к так называемым английским комедиям, распространенным на Западе в XVI и первой половине XVII в. От западно-церковной русской драмы пьесы Грегори независимы. После смерти Грегори прекратил свое существование и созданный им театр. Грегори выведен в комедии А.Н. Островского : "Комик XVII столетия". - См. "Исторический Вестник", июль, 1898; П.О. Морозов , "История русского театра"; Д.В. Цветаев , "Протестантство и протестанты в России до эпохи "Преобразований"; Н.С. Тихонравов , "Сочинения"; "Архив исторических и практических сведений" (1860 - 61, кн. 6). Пав. Рос-в.
|
|
|