Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Винниченко Владимир

Винниченко Владимир — родословная в биографическом словаре:

Винниченко Владимир - даровитый украинский писатель. Родился в 1880 г. в крестьянской семье. В 1902 г. был исключен из Киевского университета и отдан в военную службу, но дезертировал за границу. Первые же рассказы и новеллы Винниченко обнаружили в нем свежий художественный талант и боевой темперамент искателя социальной правды и новых моральных ценностей. На первом плане стоят у него вопросы об индивидуализме и общественности, а также проблема пола. Он пристально вглядывается в то темное и стихийное, что безжалостно разрушает нашу душевную целостность. Товарищи-друзья, заключенные в одной камере ("Нечто большее нас"), сначала так обрадовавшиеся друг другу, в вынужденном безделье тюрьмы, шаг за шагом переходят от раздражения к необузданной ненависти. В рассказе "Глумление" трагизм свидания приговоренного к смерти с его невестой оказывается не в том, что оно последнее, а в том, что у "смертника" болят зубы и его невеста бессильна "взять его от того маленького, отвратительного, что глумилось здесь перед лицом Смерти и Любви". По мере того, как "проблема пола" получает для Винниченко решающее значение, она заслоняет собой все другие, и в свете ее решается другая, основная для всего творчества Винниченко - об индивидуализме и общественности. Он низвергает "Великого Молоха" - общественность, связывающую человека обязанностями. Во имя полного освобождения провозглашается стремление к внутренней правде, достигаемой "честностью с собою". Герой драмы "Ступени Жизни" - с гордостью говорит о себе: "Ну да, я животное, и ты животное, что же в этом? Когда, наконец, люди перестанут пугаться этого?" Как полемический ответ критикам пьесы "Ступени Жизни", Винниченко пишет повесть "Честность с собою", доводящую до конца проповедь животных инстинктов. Эту повесть он начал писать, как и другие свои произведения, по-украински, но затем написал ее по-русски, узнав от редакции "Лiтературно-наукового Вiстника", что многие читатели его начали отказываться от подписки на журнал из-за безнравственности писаний Винниченко. Она была помещена в IV выпуске сборника "Земля". Лучшие рассказы Винниченко согреты тонким лирическим юмором ("Зина", "Купля"), идеализмом героической юности, претворяющим в поэзию даже самые ошибки. Боевая активность скрывает глубоко пессимистическое мироощущение. Острые углы своеобразной "идеологии" прорывают художественную ткань, главным образом, в драмах Винниченко, где наряду с схематической прямолинейностью художественная неуравновешенность писателя нередко ведет к отсутствию чувства меры. Из пьес Винниченко выделяются драмы "Брехня", "Черная Пантера" и "Белый Медведь". При всех ошибках морального суждения, встречающихся в них, они выдвигают крупные задачи и захватывают напряженностью и страстностью искания. Они проникнуты убеждением в необходимости бодрого, энергичного жизнестроительства. Всеми своими блужданиями во тьме страстных исканий, страстными парадоксами и софизмами Винниченко неустанно поет "осанну" жизни, защищаясь от поднимающегося со дна души пессимизма и неверия, больше всего скрываемого им от самого себя. В произведениях Винниченко встречаем все слои украинского народа, от его низов в пролетаризуемой деревне, от земледельческих рабочих, живущих на экономической кухне и "заробитчан", отправляющихся в поиски за работой, через средние буржуазно-мещанско-чиновничьи слои, до цвета интеллигенции в лице партийных деятелей социально-политической борьбы. Социальные противоречия ("Голытьба", "Возле машины") и духовные запросы ("Раб красоты") обездоленной массы в одинаковой мере привлекают внимание художника. Легкий налет романтизма нередко роднит его героев с героями Горького ("Куз и Грыцун"). В творчестве Винниченко можно проследить влияние Достоевского и Ибсена. В целом Винниченко - один из наиболее ярких и талантливых писателей "молодой Украины", писатель вполне современный, мастер рассказа и новеллы, несколько расплывающийся в повести и романе, нередко умеющий захватить интенсивностью драматической коллизии в драме. Язык Винниченко недостаточно обработан и изобилует русицизмами. Поскольку это относится к разговорному языку его персонажей, правда живой действительности дает тому достаточное оправдание. Произведения Винниченко изданы отдельными сборниками: "Краса i Сила" (Киев, 1906), "Дрiбнi оповiдання", (Киев, 1907), "Треття книжка оповiданнiв" (Киев, 1910), "Твори" (т. IV, Киев, 1911). Собрания драматических произведений Винниченко еще нет; они появлялись в различных журналах (главным образом, в "Лiт.-Н. Вiстн.") и сборниках. Отдельно вышли: "Дисгармония" (Киев, 1907) и "Великий Молох" (Киев, 1907). На русском языке в авторском переводе "Рассказы" Винниченко изданы в 1911 и 1912 годах. Роман "На весах жизни", написанный на русском языке, помещен в IX сборнике "Земля". - Ср.: С. Ефремов , "История украинского письменства" (СПб., 1911); его же "Литературный намул" (Киев, 1908); его же "Гнучка чеснiсть" (Киев, 1909); М. Данько "Вол. Винниченко" ("Лiт.-Н. Вiстн.", 1910, VII); А. Омельченко "В поисках социалистической морали" (СПб., 1909); К. Арабажин "В. Винниченко", "Новая жизнь" (1911, IX). Михаил Могилянский.