Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Вересаев (Викентий Викентьевич Смидович)

Вересаев (Викентий Викентьевич Смидович) — родословная в биографическом словаре:

Вересаев - литературное имя Викентия Викентьевича Смидовича. Родился в 1867 г., в Туле, в интеллигентной русско-польской семье; поступил сначала на историко-филологический факультет Петербургского университета, затем в 1888 г. перешел на медицинский факультет в Дерпт. В 1892 г., еще будучи студентом, он ездил в Екатеринославскую губернию "на холеру" и в одном из участков заведовал бараком. Полученные тогда впечатления отразились в первой его повести "Без дороги". Служил ординатором в Боткинской больнице в СПб. Во время русско-японской войны ездил, в качестве врача, на Дальний Восток в действующую армию. Впечатления от этой поездки описаны им в "Очерках", печатавшихся в "Образовании" и "Мире Божием" и впоследствии изданных отдельно. Дебютировал небольшими очерками во "Всемирной Иллюстрации" и в "Неделе". Начало его известности относится к 90-м годам, когда в "Русском Бог." появилась его повесть "Без дороги", обратившая общее внимание своим ярким общественным содержанием. Первый том сочинений Вересаева, в который вошла эта повесть, в короткий промежуток времени выдержал четыре издания. Теперь беллетристические сочинения Вересаева изданы в пяти томах (М., 1909). Кроме того, отдельно изданы его книга "Записки врача" (М., 1902), тоже, при своем появлении, имевшая большой успех, и литературно-критические статьи о Достоевском и Толстом, под общим заглавием "Живая жизнь" (1911). По общей манере письма и литературному воспитанию Вересаев - реалист тургеневской школы; но в последних произведениях, особенно в повести "К жизни", у него заметно тяготение к новым приемам творчества в духе модернизма. Отсутствие рутинерства и косности, чуткость к голосу жизни как в искусстве, так и в общественности - характерная особенность Вересаева. Он не проходит равнодушно мимо интересных явлений жизни; всякая новизна находит в нем отклик. Это тем более ценная черта в Вересаеве, что он не принадлежит к числу писателей очень плодовитых, у которых творческий процесс совершается легко, а скорее, наоборот, пишет "долго и трудно". Вересаев - писатель вдумчивый, наблюдательный и правдивый, но область его наблюдений - не обширна. Это - исключительно жизнь и психология нашей интеллигенции. Зато Вересаев большой знаток своего предмета. То, что он описывает, ему близко, срослось с его сердцем. Поэтому на его произведениях - благородная печать интимности. Все они тесно связаны между собой, как главы одного общего дневника. По отражению общественных интеллигентных типов, Вересаев - прямой наследник Тургенева . В новейшей литературе нет никого ему в этом отношении равного. В свои изображения Вересаев внес много субъективного, много взял от себя, но взял только общеобязательное и типичное. По природе, каждый из героев Вересаева - интеллигент. Верными и весьма характерными чертами обрисованы люди высоких моральных запросов, беззаветно преданные общественным идеалам, но, поневоле, односторонние рационалисты, сами страдающие вследствие своего рационализма и оторванности от жизни. Не менее удачно переданы Вересаевым все этапы и оттенки переживаний нашего интеллигента в течение трех десятилетий, начиная с 1880-х годов. Он их изобразил, как близкий участник и как трезвый наблюдатель. Его доктор Чеканов в повести "Без дороги" - типичный представитель того больного, надломленного поколения, которое тесно связано с таким же "разочарованным", рефлектирующим поколением конца 70-х годов, фигурирующим у Гаршина . Для Чеканова, как для ярко выраженного интеллигента, "в миросозерцании - все"; у него нет непосредственной связи с жизнью, а между тем вера в свое миросозерцание у него пошатнулась, в нем незаметно происходил перелом. В следующей повести: "На повороте" ("Современный Мир", 1901) перед нами дальнейшая стадия той же болезни интеллигента. Здесь мы замечаем некоторое раздвоение. Особенно тонкие организации, чуткие люди, подобные Чеканову, какова фельдшерица Варвара Васильевна, совершенно иссякают, чувствуют себя неспособными к жизни, ищут исхода в самоубийстве. Натуры более трезвые и эгоистические, под влиянием того же процесса внутреннего иссякания, склоняются к "оппортунизму" и "малым делам", проповедью которых прославились бесцветные 80-е годы. Таков у Вересаева Токарев, когда-то пострадавший за идеи, а теперь мечтающий об изящной жене, уютном кабинете и таком "деле", которое не требовало бы больших жертв. В повести "На повороте" выведены также "новые" люди, проповедующие "здоровый эгоизм", свободу личности и полноту жизни. Пока это у них - только слова. По основному складу, они такие же "головные", аскетические интеллигенты, как и их предшественники; все дело лишь в смене "миросозерцания", играющего в их жизни ту же первенствующую роль, что и у доктора Чеканова. В повести "К жизни" ("Современный Мир", 1909) отразились новейшие идейные искания интеллигентов, их самокритицизм и стремление к обновлению, к сближению с природой, в связи с общественным подъемом в революционные годы. Переживания нового, стихийного, критического интеллигента Чердынцева как нельзя больше близки настроениям самого писателя. Свой призыв - от отвлеченных идей и рефлектирования "к жизни" - Вересаев повторяет и в своих литературно-критических статьях о Достоевском и Толстом . С точки зрения этого призыва, Вересаев резко отрицательно относится к Достоевскому, как представителю больного начала в нашей литературе, и восхищается "солнечностью" Толстого. Новая вера - оптимизм - далась Вересаеву нелегко, путем долгого и трудного внутреннего перерождения; она ярко звучит у него во всем, что он писал после повести "К жизни". Рассказы Вересаева слабее его повестей. В некоторых фигурируют тоже интеллигенты, в других - представители рабочего класса; есть среди рассказов и чисто лирические, например, "Загадка" - поэтичный этюд, рисующий сложные отношения интеллигента к природе. В своих субъективных, но чрезвычайно значительных и сильно нашумевших "Записках врача" Вересаев затрагивает целый ряд интересных вопросов о соотношении медицины и жизни, о противоречии между интересами медицины как науки и интересами личности прибегающего к ее помощи больного. Книга проникнута той правдивостью и смелой откровенностью, которые вообще отличают Вересаева как писателя. Она написана живым литературным языком, в полубеллетристической форме. Такой же живой, хороший язык присущ и беллетристическим произведениям Вересаева. Талант его не отличается особенной яркостью и силой, но Вересаев не зарыл его, а упорно над ним работал и развивал. Позднейшие его произведения во всех отношениях далеко превосходят более ранние. Е. Колтоновская.