Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Якобий Валерий Иванович

Якобий Валерий Иванович — родословная в биографическом словаре:

Якобий (Валерий Иванович, 1834 - 1902) - жанровый и портретный живописец, сын помещика; получил общее образование в казанской гимназии, поступил студентом в Казанский университет, но не окончил в нем курса. Когда составлялось в Казанской губернии ополчение для участия в Крымской кампании, Якобий записался в него и отправился в его рядах к месту военных действий, но на пути туда был, вместе со своим отрядом, остановлен, так как война прекратилась. Тогда он решил посвятить себя живописи, любовь к которой чувствовал еще на школьной скамье, и, прибыв в 1856 г. в Санкт-Петербург, стал посещать классы Академии Художеств. Состоя в ней учеником профессора А. Маркова , он прошел ее курсы чрезвычайно быстро и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания, а именно малую серебряную медаль в 1858 г., за картину "Разносчик фруктов" (находится в Третьяковской галерее в Москве), большую серебряную медаль в 1859 г., за картину "Татарин, продавец халатов", малую золотую медаль в 1861 г., за картину "Светлое Воскресенье нищего" и большую золотую медаль в 1862 г., за картину "Привал арестантов" (в Третьяковской галерее), произведшую большое впечатление на публику, живо принимавшую тогда к сердцу вопросы, вызвавшие благотворные реформы императора Александра II , между прочим и вопрос об облегчении участи каторжников и ссыльных. Вскоре по получении большой золотой медали, Якобий отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетив сперва Германию, он проехал в Швейцарию и работал некоторое время в Цюрихе, под руководством профессора Колера, а затем жил в Париже, Неаполе и Риме. В это время, кроме небольших жанровых картин, им написаны две исторические - "Террористы и умеренные первой французской революции" (в московском публичном музее, самое лучшее из всех произведений художника) и "Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь"; последняя, находившаяся на академической выставке 1864 г., доставила Якобию звание академика. Он возвратился в Санкт-Петербург в 1869 г. и через год после того, за картину "Арест герцога Бирона", был возведен в звание профессора, а в 1870 г. сделан членом академического совета. В 1878 г. провел шесть месяцев в Париже в качестве комиссара при русском художественном отделе на тамошней всемирной выставке и члена ее международного жюри со стороны России. В 1883 г., оставаясь членом совета академии, был назначен профессором-преподавателем в ее классах. От обеих этих должностей уволен в отставку в 1891 г. вследствие происшедшего тогда коренного преобразования академии, и последние годы своей жизни провел отчасти в Санкт-Петербурге, преимущественно же в Алжире и на юге Франции. Якобий был человек умный и, бесспорно, даровитый, но чересчур скорое прохождение им художественной школы невыгодно отразилось в его работах: рисовал он очень посредственно, прибегая даже в мелочах к помощи манекена и фотографии, плохо справлялся с перспективой, писал довольно сухо и неуверенно, был цветист в колорите и не силен в светотени, но все эти недостатки старался скрывать занимательностью сюжета, эффектным расположением композиции и нарядностью изображенных костюмов и прочих аксессуаров. Главные его произведения, кроме вышеупомянутых - картины: "Парижский тряпичник перед дверью таверны" (1865, у наследников А.А. Сомова), "Политика после завтрака" (1869, в московском публичном музее), "Волынский в заседании кабинета министров" (1876, у великого князя Николая Константиновича), "Костюмированное утро при дворе императрицы Анны Иоанновны", "Свадьба в Ледяном доме" (1881, в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге) и "Первое торжественное собрание Академии Художеств" (1889, там же), а также портреты Н.А. Киреева и госпожи Рудзинской с дочерью. А. С-в.