Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Южаков Сергей Николаевич

Южаков Сергей Николаевич — родословная в биографическом словаре:

Южаков (Сергей Николаевич) - выдающийся современный публицист, родился в 1849 г. в семье генерала от кавалерии, учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, который по болезни оставил до окончания курса; на литературное поприще выступил в 1868 г. в "Одесском Вестнике"; с 1872 г. сотрудничал в "Знании", в 1876 - 1879 годы был товарищем редактора "Одесского Вестника"; с 1879 по 1882 гг. находился в ссылке в Сибири, откуда посылал статьи в "Русские ведомости" и "Отечественные Записки"; в 1882 - 1884 годах постоянный сотрудник "Отечественных Записок"; тогда же помещал статьи в "Деле", "Вестнике Европы" и "Одесском Листке"; в 1884 - 1885 годах сотрудничал в "Русской Мысли"; в 1885 - 89 годах был членом редакции "Северного Вестника", в 1893 - 1898 гг. членом редакции "Русского Богатства", в котором поныне ведет отдел иностранной политики. С 1898 г. Южаков состоит главным редактором "Большой Энциклопедии". Отдельно изданы следующие сочинения Южакова: "Доброволец Петербург" (1894); "Англо-русская распря" (1885); "Афганистан" (1885); "М.М. Сперанский" (1891); "Ж.-Ж. Руссо" (1893); "Любовь и счастье в произведениях Пушкина" (Одесса, 1895); "Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда" (1886). Основы своего широко гуманного миросозерцания Южаков изложил в "Социологических этюдах". Примыкая к субъективной школе социологии, которую он считает специфически "русской социологической школой", Южаков указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами, действуют и факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут перевес над первыми и подчиняют их себе. "Социальный прогресс, - говорит Южаков, - представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды: в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспосабливает среду к своим потребностям, создавая особую среду - социальную культуру". Благодаря этому новому фактору борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая человеком сколько-нибудь развитым, признается явлением безнравственным. Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединенных солидарностью, с природой, что ведет к тенденции "уравновесить размножение населения умножением средств".