Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фотий

Фотий — родословная в биографическом словаре:

Фотий - митрополит киевский и всея России, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданного митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. удалось примирить его с собой: Витовт признал его митрополитом и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл, в сопровождении послов императорского и патриаршего, в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия, Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напечатанное в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, № 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он со своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю (напечатанного в "Памятниках" Павлова , № 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него великому князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха - пройти в Константинополь и просить у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. явился в Литве, то, по приказанию Витовта, был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (IX, 716). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Исторических", том I, № 19 и в "Памятниках" Павлова, № 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полном Собрании Русских Летописей", IV, 116 и в Никон. Летописях, V, 65; послание во Псков - в "Актах Исторических", I, № 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правлении Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см. XXXI, 796 - 98). После смерти великого князя Василия Дмитриевича, Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия , утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полном Собрании Российских Летописей", VI, 144; Никон. Лет., V, 100; "Собрание Государственных Грамот и Договоров", II, № 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечатано в "Дополнении к Актам Историческим", том I, № 182), на Сретение Господне (в "Православном Собеседнике", 1860, часть II, стр. 453), в неделе - о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, часть III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Православном Собеседнике", 1861, часть II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, часть III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 181 и в "Памятниках" Павлова, № 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукописях по "Описанию" Горского и Невоструева , № 330; указание на другое в "Библиографическом Словаре" Строева , т. 1); три учительные послания во Пскове также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны - первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах Исторических", том I, № 21, в "Памятниках" Павлова, № 42; второе - от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах Исторических", том I, № 30 и у Павлова, № 53; третье - от 4-го января неизвестного года в "Актах Исторических", том I, № 35 и у Павлова, № 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечатаны в "Дополнениях к Актам Историческим", том 1, № 180); послание в псковский Снетогорский монастырь (напечатано в "Актах Исторических", том I, № 26 и у Павлова, № 46); послание к преподобному Павлу Обнорскому (в "Актах Исторических", т. I, № 257 и у Павлова, № 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви послужило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуйя" (1419). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собою простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (например, слово о бездождии, вторая часть которого - дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст , Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. протоиерей Горский "Ф., митрополит киевский и всея России" ("Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе", часть XI, Москва, 1852); А. Вадковский (епископ Антоний), "О поучениях Ф., митрополита киевского и всея России" ("Православный Собеседник", часть I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" (Санкт-Петербург, 1892); епископ орловский Макарий "О трудах святителя Ф., митрополита киевского и всея России" ("Духовные Беседы", 1870, № 18 - 20, 23 - 27); Голубинский "История русской церкви" (т. II, Москва, 1900).