Биографический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Толль Феликс Густавович

Толль Феликс Густавович — родословная в биографическом словаре:

Толль (Феликс Густавович) - писатель и педагог, родился в Петербурге в 1823 г.; по окончании курса в педагогическом институте был преподавателем русской словесности в астраханской гимназии, затем в финляндском корпусе и, наконец, в главном инженерном училище, а в школе кантонистов преподавал историю. С 1846 г. он стал посещать собрания у Петрашевского (см.). В марте 1848 г. чиновнику министерства внутренних дел Липранди удалось ввести на эти собрания своего агента, студента Антонелли , с которым Толль даже поселился на одной квартире. Толль был на пятницах Петрашевского 11, 18, 25 марта и 1 апреля. 11 марта он говорил речь на тему: "нужна ли религия в социальном смысле?", которую Антонелли передал таким образом: "разбирая подробно этот предмет в пользу социализма, он заключил, что... религия, действуя на мораль человека, не только не нужна в социальном смысле, но даже вредна, потому что она подавляет развитие ума и заставляет человека быть добрым и полезным своему ближнему не по собственному его убеждению, а по чувству страха и наказания, следственно она убивает нравственность". Некоторые возражали, Петрашевский же защищал мнение Толля, но признавал, вопреки Толлю, "возможность убеждения", т. е. вероятно защищал людей искренно религиозных. На собрании 25 марта Толль читал статью о религии "в том же духе". Говоря о славянофилах и отрицательно относясь к ним, он заметил: "правительство преследует это общество за то, что оно думает завести правление в роде древненовгородского, с его вечем и посадниками". Сообщая о своем преподавании истории кантонистам, он сказал, что представил начальству новую программу, и что если ее утвердят, то он будет излагать этот предмет "сообразно планам общества". При этом, по донесению агента, Толль выразился так: "лица, которым вверена власть присмотра за воспитанием, все по большей части... поступками своими приносят пользу не правительству, а нашим же идеям, вооружая молодых людей против себя и глупых уставов, ими же самими составленных". Особенно нападал он на генерал-адъютанта Ростовцева . Вместе с Петрашевским Толль стоял за то, чтобы в их собрания было введено "несколько умных женщин", так как при их помощи новые идеи могут быстрее распространяться и усваиваться. Агент сделал кроме того следующую общую характеристику своего сожителя: "Это человек, который много жил, много играл, много страдал, много перенес ударов судьбы; силы его истощились, свет и люди надоели, он ни во что не верует, готов на все и с нетерпением ожидает, чтобы поскорее прервалась нить, привязывающая его к жизни (отец и мать), а потом пулю в лоб - и все кончено". Кроме Петрашевского, Толль бывал еще на собраниях у Плещеева и Кузмина . В ночь с 22 на 23 апреля Толль был арестован вместе с другими петрашевцами. На допросе он показал, что, посещая собрания Петрашевского около трех лет, по просьбе его читал на некоторых вечерах рассуждение о происхождении религии на основании сочинений Фейербаха, Бауэра и других мыслителей, доказывая, что она происходит из чувства страха, но выдавал все сказанное отнюдь не за свои мнения, а за мнения упомянутых ученых. У Толля был найден черновой набросок под заглавием: "Историческое рассуждение о начале и развитии народов". По собственному позднейшему признанию Толля, он принадлежал, вместе со многими другими петрашевцами, к числу фурьеристов. Липранди в мнении, поданном в секретную следственную комиссию по делу петрашевцев, обратил внимание на речь Толля, как на доказательство их антирелигиозной пропаганды, а также считал очень важным участие в обществе наставников юношества, к числу которых принадлежал и Толль. Военный суд приговорил Толля "за порицание религии, богохуление и недонесение о речи Тимковского лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Генерал-аудиториат предложил Толлю "за участие в преступных замыслах (?) и чтение, на собраниях у Петрашевского, речи, доказывающей отсутствие в нем религиозных убеждений, лишить прав состояния и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года". Император Николай понизил это наказание до 2-х лет. Толль впоследствии напечатал рассказ о своем путешествии в ссылку. 25 января 1850 г. его, вместе с Ф.Н. Львовым, привезли в Тобольск, в сопровождении двух жандармов. Несмотря на холод в 25